Новости науки на портале «Научная Россия»

0 комментариев 1075

В ИХТТМ СО РАН создали композит против вирусов герпеса и лихорадки Западного Нила

Средство, обладающее противовирусной активностью, разработали на основе рисовой шелухи и зеленого чая

В Институте химии твердого тела и механохимии СО РАН создали композит на основе рисовой шелухи и зеленого чая, обладающий противовирусной активностью, сообщает издание «Наука в Сибири». Механизм его получения ученые описали в статье в журнале Silicon

Изначально препарат был разработан для нужд сельского хозяйства, в частности как кормовая добавка для животных, а также как ростостимулирующее средство для растений. Затем была работа поискового характера с Государственным научным центром вирусологии и биотехнологии «Вектор». К химикам обратились специалисты, которые интересовались противовирусными свойствами диоксида кремния. Совместное исследование показало, что разработка обладает активностью против вирусов простого герпеса второго типа и лихорадки Западного Нила.

Принцип получения композита основан на взаимодействии диоксида кремния, который содержится в рисовой шелухе, и катехинов (полифенолов) зеленого чая. «Мы подвергаем твердое растительное сырье механической обработке в специальных условиях. В результате клетки зеленого чая разрушаются, и часть катехинов, попадая на поверхность диоксида кремния, взаимодействует с ней: происходит химическая реакция с образованием поверхностных комплексов. Если же мы затем добавляем в систему воду (например, размешиваем порошок в воде или проглатываем), то комплексы кремния с катехинами частично высвобождаются», — рассказывает научный сотрудник ИХТТМ СО РАН кандидат химических наук Елена Геннадьевна Трофимова.

До недавнего времени химики могли убедиться в высвобождении комплексов с кремнием при добавлении воды только опытным путем. «В статье, опубликованной в Silicon, мы показали, используя модельные системы близкие к природным, что реакция действительно происходит. Также выяснилось, что диоксид кремния можно подготавливать, чтобы больше полифенолов (катехинов) село на поверхность, и выход комплексов повысился», — говорит главный научный сотрудник ИХТТМ СО РАН доктор химических наук Олег Иванович Ломовский.

диоксид кремния полифенолы