Новости науки на портале «Научная Россия»

В Главном здании МГУ вылупились птенцы соколов-сапсанов

Пара соколов-сапсанов, загнездившаяся на Главном здании МГУ, начала размножаться, положив начало естественному восстановлению этого редкого вида, исчезнувшего в Московском регионе к началу 1970-х годов. 13 июля в Главном здании МГУ имени. М.В. Ломоносова на Воробьёвых горах орнитологи окольцевали птенцов соколов-сапсанов и впервые в Москве отобрали пробы биологического материала. Трёх птенцов возрастом около 3 недель сотрудники Экоцентра МГУ и «ВНИИ Экология» Минприроды РФ обнаружили 7 июля в специально оборудованной гнездовой нише на 30-ом этаже высотки. Анализ пуха нововылупившихся птенцов позволит учёным получить представление о генетическом разнообразии московской популяции соколов-сапсанов.

В 1996 г. при поддержке ректора МГУ Виктора Садовничего  Экоцентром МГУ совместно с Русским соколиным центром «ВНИИ Экология» Минприроды России был начат первый в стране проект по реинтродукции сокола-сапсана: учёные запускали молодых сапсанов, выведенных в питомнике, с Главного здания МГУ.

Как отметил глава Минприроды России Сергей Донской«Соколы-сапсаны являются «краснокнижными» птицами для Московского региона. И задача министерства заключается в том, чтобы восстановить популяцию, вернуть птиц в московское небо».

«Тема экологии широко представлена и в Московском университете на разных факультетах. Мы уделяем особое внимание вопросам формирования у студентов системного экологического мышления, комплексного подхода в решении проблем взаимодействия человека с окружающей средой, влияния роли природных и техногенных факторов на здоровье человека. Мотивируем молодежь, студентов и ученых, активно участвовать в проектах по сохранению редких видов животных и растений. Поэтому максимально поддерживаем проект по реинтродукции соколов-сапсанов», - сказал ректор МГУ Виктор Садовничий

Выпуск птенцов соколов-сапсанов с Главного здания МГУ производили несколько раз, а в 2005 пятом году на 30-ом этаже высотки в специально оборудованной нише образовалось гнездо, в котором поселилась пара сапсанов. Самец из этой пары был окольцован, то есть был выпущен в природу в рамках программы реинтродукции, а самка была без кольца. Совсем недавно, 7 июля этого года учёные впервые обнаружили потомство этой пары: три крепких птенца около трёх недель от роду.

«Пока оперение птенцов недостаточно сформировалось, необходимо было их кольцевать. Эта процедура абсолютно безопасна для выводка: родители-сапсаны в это время будут охотиться и даже не заметят воздействия на их потомство», — рассказывает Александр Сорокин, руководитель научно-методического центра «Биоразнообразие» ВНИИ Экология Минприроды России. Помимо кольцевания, орнитологи планируют взять образцы биологического материала. Результаты анализа пуха позволят учёным получить представление о генетическом разнообразии московской популяции соколов-сапсанов.

Гнездо на высотке МГУ — одно из доступных для исследований. Каждую весну учёные орнитологи обследуют это гнездо, изучают остатки трапезы сапсанов. Орнитологам удалось выяснить, что основу рациона сапсанов составляют сизые голуби (70-80%), однако среди остатков бывают интересные находки.

Во время одного из обследований пищевых остатков сапсанов учёные нашли перья вальдшнепа, ночной хищной птицы из красной книги РФ. В дикой природе соколы охотятся днём, однако в условиях хорошего ночного освещения города они, по-видимому, могут переходить к ночному образу жизни. Также в этом гнезде находили перья тундрового воробья, которого орнитологи ние разу не отмечали в Москве.

На территории Москвы сокол-сапсан известен ещё с допетровских времён: во времена правления Василия III его изображения чеканили на монетах. Изначально он гнездился на высоких деревьях, затем облюбовал высотные здания (колокольни церквей и кремлёвские башни). Достоверно известно, что одно из гнёзд сапсанов было на колокольне Ивана Великого.

В первой половине XX века численность популяций сапсанов по всему миру начала стремительно падать. Как выяснили учёные, вымирание соколов-сапсанов было связано с широким применением инсектицидов на основе ДДТ в сельском хозяйстве. Содержание токсичных производных ДДТ в тканях сапсанов, находящихся на вершине пищевой цепи, было чрезвычайно велико. Эти токсичные соединения не выводятся из организма и вызывают у птиц истончение скорлупы. При высиживании яиц с тонкой скорлупой самки зачастую раздавливали их. Последнее гнездо соколов-сапсанов в Москве, находившееся на одной из старых сосен Лосиного острова, исчезло в 1968 году.

Во второй половине XX века применение ДДТ в сельском хозяйстве по всему миру запретили на законодательном уровне. В конце прошлого века в разных странах начались программы по восстановлению популяций хищных птиц. В России такую программу запустил ( Русский соколиный центр «ВНИИ Экология» Минприроды РФ в 1996 году. По её результатам, на многих сталинских высотках Москвы образовались гнёзда соколиных птиц.

Соколы-сапсаны занесены в Красные книги Москвы и Российской Федерации, и помимо этого охраняются рядом международных конвенций.

соколы-сапсаны