Пауль Цабель (Paul Zabel) и его коллеги из Германского Аэрокосмического центра в ближайшее время начнут испытания новой теплицы, которая позволит исследователям с немецкой антарктической станции Neumayer III включить в свою диету и клубнику, и другие свежие овощи и фрукты.

Теплица представляет собой замкнутую систему, смонтированную в шестиметровом транспортном контейнере. Она была доставлена в Антарктиду еще в октябре прошлого года. В смоделированной антарктической изоляции ученые намерены выращивать от 30 до 50 разных растений, включая помидоры, перцы, латук, клубнику, а также базилик и петрушку, способные придать свежий аромат фасованным пищевым продуктам, составляющим типичную диету антарктических полярников. «Основное внимание мы уделяем пищевым растениям, которые можно непосредственно употреблять в пищу без какой либо обработки», — сказал Цабель.

Выращивание растений в суровых условиях Антарктики требует особых мер: температура на шельфовом леднике Экстрём может понижаться до –30 ºС, а Солнце исчезает на несколько месяцев подряд. Чтобы добиться успеха, Цабель обратился к аэропонике, которая позволяет обойтись без почвы (она используется также на американских и австралийских станциях). Растения будут размещены на стеллажах таким образом, чтобы их корни висели в воздухе и каждые несколько минут подвергались воздействию тумана, богатого питательными веществами. В теплице будет поддерживаться температура 24 ºС, в нее будет накачиваться дополнительный углекислый газ, а 42 светодиодных светильника будут настроены на благоприятные для растений длины волн красного и синего цветов, так что общая освещенность будет пурпурной.

Помимо внесения разнообразия в меню полярников этот проект нацелен на проверку пригодности данной технологии для выращивания пищевых растений в еще более суровых условиях, например на Международной космической станции или на Марсе.