Усилия взрослых, которые наблюдают младенцы, побуждают их самих более упорно решать встающие между ними задачи. Такой вывод можно сделать из исследования, проведенного психологом Джулией Леонард (Julia Leonard) из Массачусетского технологического института (США). Статью об этом, опубликованную в журнале Science, коротко пересказывает сайт этого журнала.

Эксперимент проводился в Бостонском детском музее, и добровольцы — пары «ребенок-взрослый» (детям было в среднем по 15 месяцев) — подбирались прямо на месте, из числа музейных посетителей. Всех их заводили в специальную комнату с игрушками, где взрослых просили тихо посидеть в стороне, а детям Леонард показывала своеобразную «пантомиму».

Суть «пантомимы» заключалась в том, что ученая якобы никак не могла решить две детские головоломки: разомкнуть цепочку с висящими на ней разноцветными ключами (для чего нужно было всего лишь подвинуть рычажок) и вытащить пластиковую лягушку из контейнера, закрытого на замок (который тоже открывался просто). В половине случаев Леонард в итоге демонстративно «смогла» решить головоломки, в другой же половине — «не смогла».

После этого исследовательница включала музыкальную шкатулку, повернув скрытую ручку. Еще на самом виду на шкатулке была большая, яркая кнопка, которая на самом деле была совершенно бесполезна. Когда мелодия замолкала, Леонард давала шкатулку в руки ребенка — и тот, конечно, хотел включить музыку снова и пытался это сделать. На эти попытки ученый отводила детям по две минуты.

Дети из обоих групп — наблюдавшие до этого как «успех», так и «неуспех» Леонард, нажимали на бесполезную кнопку, не замечая секретную ручку. Однако «свидетели успеха» нажимали на кнопку примерно в два раза чаще, пишет психолог в своей статье. По-видимому, они вдохновились показанным им примером того, что упорные усилия дают результат.

Ранее, в 1980-х годах, психологи уже показали, что дети более старшего возраста могут брать пример с родителей в таких случаях. Однако у малышей столь раннего возраста эта возможность была обнаружена впервые.

Напомним, ранее ученые доказали, что младенцы в процессе познавательной деятельности используют те же области мозга, что и взрослые. А вообще, чтобы успешно учиться и развивать память, им нужно побольше спать.