Ученые приоритетного направления «Эконефть» Казанского федерального университета (КФУ) совместно с коллегами из АО «Зарубежнефть» доказали, что дейтерированная («тяжёлая») вода способна участвовать в химических реакциях с тяжелыми компонентами нефти и способствовать снижению её вязкости. Такая вода была использована учеными как изотопный маркер, позволяющий отследить, участвует ли она в химических реакциях. Результаты исследования были опубликованы в FUEL, - сообщает пресс-служба КФУ.

«Когда мы делаем из «тяжелой» воды пар и воздействуем им на нефть, то, если есть химическая реакция, атомы дейтерия попадают в состав молекул компонентов нефти. Если «тяжелая» вода действительно участвует в реакции, то мы можем увидеть эти изотопные метки специальными экспериментальными методами. И действительно, мы увидели, что в нефти после паротеплового воздействия появились атомы дейтерия: следовательно, произошла химическая реакция с участием молекул «тяжелой воды», – сообщил руководитель приоритетного направления «Эконефть», завкафедрой разработки и эксплуатации месторождений трудноизвлекаемых углеводородов ИГиНГТ КФУ Михаил Варфоломеев.

Как пояснил проректор по научной деятельности, директор ИГиНГТ КФУ Данис Нургалиев, в процессах добычи нефти одна из важных ролей принадлежит водороду. Специалисты вместо обычной воды взяли воду, которая отличается высоким уровнем «тяжелого» водорода. В процессе эксперимента ученые посмотрели, как он себя проявит. Как удалось выяснить, значительная часть водорода «тяжелой» воды переходил в «тяжелые» фракции.

Помимо этого, учёные рассмотрели процесс каталитического акватермолиза, когда вместе с водяным паром в пласт закачиваются и катализаторы. Оказалось, что вода совместно с катализатором помогает еще эффективнее снижать вязкость нефти в процессе теплового воздействия. При использовании катализатора специалисты увидели, что в нефти появляется больший объем изотопных меток и ее вязкость снижается лучше.