Исследователи восстановили строение скелета вымершего вида людей из их древней ДНК и определили анатомические различия между денисовцами и неандертальцами и современными людьми, сообщает портал EurekAlert!. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell.

Денисовский человек – вымерший подвид или вид людей, который жил в одно время с неандертальцами и современными людьми. «Коллекция» денисовских останков очень мала: она включает в себя кость мизинца, три зуба и фрагмент нижней челюсти. Фрагменты пальца и зубы были найдены в Денисовой пещере в Алтайском крае, а кость челюсти – в Китае.

В своем исследовании ученые из Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль) использовали генетический материал из кости пальца женщины-денисовца, а также данные ДНК двух неандертальцев, пяти древних людей, 55 современных людей и – для проверки метода – пяти шимпанзе. Вместо того, чтобы полагаться на последовательности ДНК, ученые искали различия в строении скелета этих видов в уровнях активности определенных генов, которые могут влиять на анатомические признаки.

В целом, исследователи идентифицировали 56 анатомических особенностей, в которых денисовцы отличались от современных людей и/или неандертальцев. 34 особенности из этих 56 касались строения черепа. Так, череп денисовского человека был шире, чем у современных людей и неандертальцев. У него, вероятно, также была более длинная зубная дуга. Обнаружили ученые и общие черты у денисовцев и неандертальцев: у обоих видов было удлиненное лицо и широкий таз.

Ученые отмечают, что в то время как их статья находилась на рассмотрении, вышло еще одно исследование с описанием фрагмента нижней челюсти денисовца, который был найден в Китае. Оказалось, что кость челюсти соответствовала их предсказаниям.

Из-за небольшой «летописи» записей окаменелости денисовский человек изучен очень мало, поэтому реконструкция его внешнего вида не может соответствовать действительности на 100%. Однако работа израильских ученых – огромный шаг вперед в исследовании этого вымершего вида людей.

[Иллюстрация: Maayan Harel]