Ведущие исследователи из США, Великобритании и Китая соберутся на всемирный саммит по генной инженерии, который пройдет на этой неделе в Вашингтоне (США). В центре дискуссии будут такие животрепещущие вопросы научной этики, как эксперименты со стволовыми клетками и  человеческими эмбрионами. О предстоящем событии рассказывает The Guardian.

Последний раз встреча такого уровня проводилась в 1975 году, когда выяснилось, что ДНК разных биологических видов можно скрещивать между собой. Один эксперимент, проводимый тогда, имел целью пересадить ДНК вируса обезьяны, вызывающего рак, бактерии, которая может передаваться человеку. Тогда ученые встретились в Калифорнии (США), чтобы обсудить очевидную опасность и затем согласовать и обнародовать принципы и гарантии безопасности генетических экспериментов.

Во многих странах сегодня запрещены эксперименты с генетическими модификациями эмбриона человека — любые изменения, в том числе и ошибки эксперимента, будут передаваться каждой клетке взрослого организма, включая яйцеклетки и сперматозоиды. Таким образом, появляется реальная опасность тиражирования генетических пороков в следующих поколениях.

Вместе с тем развитие технологий редактирования генов сулит заманчивые бонусы, например, удаление генов, вызывающих наследственные заболевания или провоцирующие рак. Однако многие ведущие ученые, в числе которых Дженнифер Дудна (Jennifer Doudna), которая изобрела метод редактирования генов, известный как Crispr-Cas9, предлагают наложить мораторий на подобные эксперименты, считая, что накоплено еще недостаточно теоретических знаний, а цена ошибки может быть огромна.

К слову, метод Crispr-Cas9 считается одним из наиболее удачных на сегодняшний день. Он работает с генетическим кодом биологического вида как текстовый редактор с набором букв. Благодаря нему становится возможным создание особо урожайных сортов злаков, устранение генетических заболеваний у животных, проектирование клеток человека, устойчивых к ВИЧ, выведение комаров, которые не могут распространять малярию и многое другое.

В Китае недавно анонсировали применение этого метода для лечения редкого заболевания крови бета-талассемия, приводящего к смерти. А в сентябре этого года британская исследовательница обратилась за разрешением провести эксперимент на человеческих эмбрионах. Согласно действующему законодательству, в Великобритании пожертвованные эмбрионы должны быть изучены в течение не более 14 дней, а затем уничтожены.

В целом, вопросов, нуждающихся в обсуждении, накопилось достаточно. Разногласия по важным вопросам наблюдаются и в числе исследователей, участвующих в форуме. Профессора Марси Дарновски (Marcy Darnovsky), директора Центра генетических и общественных исследований (США), беспокоит тот факт, что организаторы мероприятия — из тех стран, где большинство ученых склоняются к продвижению дальнейших экспериментов в этой области, и следовало бы включить побольше ученых из стран, где скепсис преобладает. Она выступила за полный запрет исследований на эмбрионах, которым суждено стать людьми. «Люди говорят “это скользкий путь”, а по мне  — все равно, что спрыгнуть с обрыва», — сказала она. По мнению профессор Дарновски, что коммерциализация этой области может создать мир, в котором люди, которые могут себе это позволить, будут давать своим детям все самое лучшее, и в конечном итоге это приведет к новому, невиданному неравенству — а его и так в мире предостаточно.

Другой докладчик, Хилле Хакер (Hille Haker), католический богослов из университета Лойола в Чикаго (США) выступила за временный запрет на редактирование генов человека. Однако ее опасения мотивированы не только представлениями о святости человеческой жизни. Подобные исследования, по ее мнению, приводят к интенсивному мониторингу матери и ребенка со стороны ученых, что само по себе является неприемлемым. А с генетическим заболеваниями можно бороться и искусственным оплодотворением, считает она.

Естественно, организаторы не рассчитывают, что встреча решит все насущные вопросы генной инженерии, но они надеются на достижение консенсуса в ключевых аспектах этой деятельности.

Между тем, наука узнает о геноме человека все больше и больше. Например, не так давно портал Научная Россия писал о том, что выделено 3230 ключевых генов человека.