Международная группа, в состав которой вошли сибирские и дальневосточные ученые, проанализировала 166 полных геномов людей, проживавших в Восточной Азии в течение последних восьми тысяч лет. Исследование показало, что коренные народы российского Дальнего Востока развивались по собственному, самобытному пути. Они имеют генетическое сходство с древними жителями Японии, Тайваня и коренными американцами. Эти и другие результаты исследования опубликованы в Nature.

Побережье Тихого океана

В истории населения Восточной Азии до сих пор много неизвестного, поскольку пока накоплено мало данных о древних ДНК проживавших там людей. Международная группа ученых под руководством Дэвида Райха из Гарвардского университета решила восполнить этот пробел. Специалисты проанализировали результаты генетических исследований образцов, полученных из останков 166 древних людей, ранее проживавших на территории Восточной Азии. Полученные данные сопоставили с генетической информацией о 383 современных жителях Китая и Непала, а также с уже опубликованными материалами.

«В соавторах этой статьи — существенное число ученых из Китая. Их главная задача — на основе палеогенетических данных установить происхождение китайцев. Кроме того, было важно исследовать население ближайших к Китаю территорий, включающих Тайвань, Японию, Дальний Восток России, Внутреннюю Азию и Тибет, — рассказывает заведующий кафедрой археологии, этнографии и музеологии Института истории и международных отношений Алтайского государственного университета доктор исторических наук Алексей Алексеевич Тишкин. — Эта статья отражает глобальные процессы и мало внимания уделяет отдельным популяциям. Ее специфика — в реконструкции путей распространения древних языковых групп. Что касается происхождения китайцев, то особых открытий сделано немного. Полученные результаты в целом подтвердили или дополнили уже известные заключения, сделанные до этого археологами и антропологами. Было показано: среди компонентов, которые сформировали китайский этнос, преобладали южные китайцы. Они освоили значительные территории Центральной равнины и оказали влияние на население других ближайших территорий. Рассматривались процессы взаимодействия на разных этапах, в том числе с северными народами. Дана оценка влияния миграции с запада. Более значимые материалы получены по Дальнему Востоку. Он представлял собой самостоятельную зону формирования особой цивилизации. В статье заложены направления дальнейшего научного поиска, так как по многим обозначенным аспектам материалов пока недостаточно».

Исследование показало, что коренные народы российского Дальнего Востока тысячелетиями развивали самобытную культуру, перенимая новые технологии соседей постепенно, а не в результате мощных миграционных потоков извне. При этом прослеживается их генетическое сходство с древними жителями Японии, Тайваня и коренными американцами.

«Для юга Дальнего Востока России удалось проследить генетическую преемственность коренного населения на протяжении последних шести-семи тысяч лет, начиная с периода нового каменного века (неолита) до современных приамурско-приморских малочисленных народностей. Судя по генетическим данным, замены населения не наблюдается. Скорее всего, большинство культурно-исторических изменений нашего региона происходило в результате самобытного развития местного населения. В определенные периоды оно воспринимало технологические, адаптационные и иные внешние новации, приходившие с незначительными миграционными притоками. Появление этих людей вдоль Тихоокеанского побережья России можно связать с более ранним периодом — около 40—15 тысяч лет назад», — приводит пресс-служба Дальневосточного федерального университета слова директора Учебно-научного музея Школы искусств и гуманитарных наук ДВФУ, кандидата исторических наук Александра Николаевича Попова.

Раньше высказывались гипотезы, что южные азиаты продвигались по побережью Тихого океана на север и таким образом сформировали там свои социумы. Сейчас же ситуация видится ученым по-другому. По всей видимости, на территории Дальнего Востока России создавался свой особый мир — с особым климатом, другими людьми, другим хозяйством, и земледелие туда пришло не из Китая.

«Полученные результаты приближают нас к более детальному пониманию процессов взаимовлияния и смены культур в Дальневосточном регионе. Иными словами, не всегда изменение археологических материалов (типов орудий, форм сосудов) указывает на смену их носителей, на иную этническую группу. Анализ ДНК показывает, что от неолита до эпохи палеометалла этнический состав носителей зафиксированных археологических культур изменился не так кардинально, как это считалось ранее», — отмечает ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН, доктор исторических наук Андрей Владимирович Табарев.

В статье рассматривались и процессы взаимодействия древнего населения Китая с северными центральноазиатскими популяциями. «В течение нескольких полевых сезонов наша экспедиция исследовала в Западной Монголии памятники так называемой чемурчекской культуры, которые датируются второй половиной III тысячелетия — началом II тысячелетия до нашей эры. Это европеоиды, которые мигрировали с запада и создали свой мир вокруг Монгольского Алтая и в восточной части Синьцзяна. Фиксируются взаимодействия представителей чемурчекской культуры с центральноазиатскими автохтонными группами, которые сформировались там с периода неолита. Мы дали этим контактам предварительную оценку и обозначили необходимость дальнейшего изучения возможных влияний северных центральноазиатских народов на древнее население Китая, — говорит Алексей Тишкин. — На мой взгляд, сейчас важно переходить к более детальным палеогенетическим исследованиям конкретных древних коллективов и затем уже на этой основе осуществлять глобальные реконструкции. В том числе касающиеся происхождения современных народов и целых языковых групп. Необходимо изучить неолит Сибири и Монголии. Это мощный фундамент, на который потом накладывались волны мигрантов-европеоидов из Передней Азии и Европы. Именно на таком фундаменте сформировались многие известные нам азиатские народы. Когда мы будем иметь более понятную картину, что представляло собой население периода неолита Сибири и Монголии, то сможем двигаться дальше и изучать, как происходило взаимодействие народов на следующих этапах истории. На мой взгляд, важность опубликованной статьи больше в постановке тех вопросов и направлений, которыми исследователям необходимо заниматься в ближайшем будущем».

Фото Славы Архипенко