Новости науки на портале «Научная Россия»

Ученые ФИЦ КНЦ СО РАН совместно с зарубежными коллегами спрогнозировали распространение малой совки

Ученые из Австралии, США и России сделали прогноз распространения малой совки — сельскохозяйственного вредителя, уничтожающего кукурузу, хлопок, соевые бобы, свеклу, томат и капусту. Исследователи предсказывают, что ареал этого вида бабочки может существенно расшириться из-за глобального потепления и ирригации на сухих территориях, сообщает издание «Наука в Сибири». Результаты исследований  опубликованы в журнале Journal of Pest Science

Совка малая, или карадрина — один из серьезнейших сельскохозяйственных вредителей родом из Южной Азии. За последнее столетие вид расселился по многим тропическим и умеренным регионам мира. Совка атакует различные сельхозкультуры как в теплицах, так и на открытых полях. В списке повреждаемых растений — 185 видов из 50 семейств. Среди них кукуруза, хлопок, соевые бобы, свекла, томат, капуста, люцерна и другие. Наносят урон только гусеницы: молодые особи соскабливают питательную ткань с листьев растений, не затрагивая нижний эпидермис, взрослые же прогрызают в листьях большие отверстия, оставляя нетронутыми лишь крупные жилки. Также гусеницы совки способны повреждать цветки и плоды растений.

Ученые ФИЦ Красноярский научный центр СО РАН вместе с зарубежными коллегами разработали новую пространственную модель, которая идентифицирует риски колонизации вредителем новых территорий в Южной Америке, Африке, Азии и на Ближнем Востоке. По прогнозам исследователей, в условиях глобального потепления Европа также находится под угрозой экспансии совки. Даже небольшое повышение средних температур сделает некоторые европейские регионы пригодными для жизни вредителя.

При освоении совкой новых территорий большое значение имеет способность вида приспосабливаться к непривычным условиям, то есть его экологическая пластичность. На рост гусениц вредителя, особенно в начале их развития, большое влияние оказывает влажность почвы: она должна быть не слишком сухой и не слишком влажной.

«Для регионов с жарким климатом и очень сухой почвой ирригация может стать важным фактором, способствующим выживанию и дальнейшему распространению вредителя», — подчеркнула старший научный сотрудник Института леса им. В. Н. Сукачева ФИЦ КНЦ СО РАН, старший научный сотрудник Сибирского федерального университета кандидат биологических наук Наталья Ивановна Кириченко.

Другие важные биологические особенности совки — способность давать несколько поколений в год (до десяти, в зависимости от климатических факторов), совершать миграции и благополучно переживать периоды стрессовых условий. С помощью разработанной модели ученые предсказывают, что в условиях меняющегося климата растет угроза сезонных вторжений совки и массового вреда в ряде регионов Америки, Европы и Азии, ранее считавшихся неблагоприятными для развития этого сельскохозяйственного вредителя.

ареал малой совки малая совка