Ученые возлагают на терапию стволовыми клетками большие надежды, как на средство лечения различных дегенеративных состояний. Проблема однако в том, чтобы заставить эти клетки прижиться в теле достаточно долго, чтобы они начали работать. Кажется, это удалось ученым из Института изучения старения имени Бака (США). Они сообщили в журнале Cell Stem Cell о восстановлении зрения у слепых мышей, после того как пересадили им фоторецепторы, выращенные из человеческих стволовых клеток, и блокировали реакцию иммунитета, который вызывал отторжение клеток у реципиента.

Ученые под руководством Дипака Ламба (Deepak Lamba) решили изучить в деталях роль иммунного ответа в отторжении пересаженных стволовых клеток при терапии глаз и попробовать решить проблему. Они работали с фоторецепторами, выращенными из стволовых клеток.

Для работы ученые взяли особую линию здоровых мышей, лишенных специфических иммунных клеток — рецепторов IL2ry, которые заставляют отторгнуть пересаженные чужие клетки. Эти рецепторы есть и в иммунной системе человека. «Эта линия мышей представляет собой отличную модель для исследований, потому что животные здоровые и нормальные, их зрение в порядке. Это позволяет во время исследования сфокусироваться на интеграции клеток», — цитирует пресс-служба ведущего автора статьи Цзе Чжу (Jie Zhu), постдока, работающего в лаборатории Ламба.

На этих мышах ученые показали, что в отсутствие процесса отторжения наблюдается 10-кратное повышение эффективности терапии стволовыми клетками. Они использовали живые человеческие эмбриональные стволовые клетки, извлеченные из клеток сетчатки донора.

Достигнув значительного удлинения периода выживания пересаженных клеток, ученые проверили, действительно ли клетки работают. Они пересадили стволовые клетки, извлеченные из фоторецепторов, в другую линию мышей под названием CRX null. Это уже были слепые мыши. Ученые измерили ответ их зрачков на свет и изучили ответы центра зрения мозга, чтобы показать, что сигналы из глаз достигали соответствующие области мозга. Они заметили, что после пересадки фоторецепторов глаза реагировали на свет и передавали образы в мозг в течение девяти месяцев и даже года.

«Эта работа дает надежду на улучшение терапии стволовыми клетками, когда не будет временной реакции после внедрения стволовых клеток, а будет устойчивый эффект восстановленного зрения в течение долгого времени. Хотя сетчатку часто рассматривают иммуннопривилегированной, мы увидели, что не можем игнорировать отторжение клеток при попытке пересадить стволовые клетки в глаза», — сказал Ламба.

По его словам, «это прекрасный результат длительной работы над восстановлением зрения у полностью слепых мышей. Мы показали, что мыши воспринимали свет в течение девяти месяцев после инъекции этих клеток».

[Иллюстрация: фоторецепторы, выросшие из человеческой стволовой клетки, интегрированные в сетчатку животного. Jie Zhu, Buck Institute for Research on Aging]