Новости науки на портале «Научная Россия»

0 комментариев 3260

У пингвинов проблемы со вкусом

Новое исследование показало, что в процессе эволюции пингвины разучились воспринимать три из пяти основных вкусов, осталась только чувствительность к соленому и кислому.

Цзяньчжи Чжан (Jianzhi Zhang) из Мичиганского университета и его коллеги из Китая в ходе генетических исследований обнаружили, что у пингвинов отсутствует способность воспринимать сладкий и горький вкусы, а также вкус умами, характерный для продуктов с большим содержанием белка. Результаты работы ученых опубликованы в журнале Current Biology.

Известно, что многие другие птицы также не способны воспринимать сладкий вкус, но потеря чувствительности к горькому и умами (мясному вкусу) описана впервые. Особенно удивляет неспособность пингвинов ощущать мясной вкус, учитывая, что основу их рациона составляет рыба.

При секвенировании генома пингвина Адели и императорского пингвина китайские ученые не обнаружили в нем генов, ответственных за некоторые типы вкусовых ощущений. После более детальной проверки оказалось, что потеря трех вкусов из пяти характерна вообще для всех видов пингвинов.

Достоверно сказать о причинах явления ученые пока не могут, но они предполагают, что пингвины потеряли способность ощущать некоторые вкусы не потому, что она не была им нужна, а из-за тех экстремально низких температур, в которых они живут. Дело в том, что, в отличие от рецепторов, определяющих кислый и соленый вкусы, рецепторы сладкого, горького и мясного вкусов чувствительны к температуре, они не работают в холоде.

Необычно устроен и язык пингвинов, по словам ученых. У многих из них отсутствуют характерные вкусовые сосочки на языке — место, где обычно располагаются вкусовые рецепторы. Вместо этого их языки покрыты жестким толстым роговым слоем с острыми бугорками, то есть язык, скорее, служит для лова и удержания пищи, а не для определения ее вкуса.

Известно также, что пингвины склонны заглатывать пищу целиком, что может также говорить о том, что им неважен ее вкус. Остается лишь непонятным — такое равнодушие ко вкусу пищи стало причиной или следствием утери способности различать большинство из основных вкусов.

восприятие вкуса пингвины умами