Ученые из США, Австралии и Канады составили карту Мирового океана, на которой указали, какая его часть остается в первозданном виде. Их ответ? Всего 13%.

Нетронутые «островки» отмечены на карте синим цветом. Для того, чтобы составить карту, группа исследователей изучала последствия 15 антропогенных стрессоров для окружающей среды, среди которых загрязнение, рыболовство, коммерческое судоходство. Такое вмешательство человека обернулось для некоторых участков Мирового океана разрушением пищевых цепей и сокращением биоразнообразия. Те же области, которые были меньше всего затронуты всеми 15 стрессорами, ученые отнесли «диким» областям, сохранившимся практически в первозданном виде. Они составляют лишь 13% всего океана, или около 55 миллионов квадратных километров, сообщают исследователи в журнале Current Biology.

Эти районы, как правило, находятся в отдаленных местах на больших широтах (например, в районе Антарктиды) – там, где практически не развиваются промысел и судоходство. «Дикие островки» сохранились также вблизи побережий Новой Зеландии, Австралии и Чили – вероятно, благодаря сравнительно небольшой плотности населения в этих странах. Напротив, береговые линии в экономических зонах большинства государств (отмечены красным цветом на карте) и в перегруженных морским транспортом районах – Атлантическом океане и северной части Тихого океана – совсем не осталось нетронутых участков.

Сегодня менее 5% «диких морских островков» попадают в особо охраняемые зоны (отмечены на карте зеленым цветом). Ученые отмечают, что всем странам необходимо предпринять значительные меры, чтобы полностью защитить все нетронутые участки Мирового океана: от поверхности воды до морского дня.

[Фото: Science]