Редакция журнала Science назвала научным прорывом 2015 года технологию редактирования генома CRISPR. Хотя изобретен метод был несколькими годами ранее, именно в этом году он, по мнению экспертов, «показал свою силу», говорится в сообщении на сайте журнала.

Технология CRISPR уже дважды становилась номинантом на это звание — в 2012 году, когда только была создана, и в 2013-м, когда появились результаты первых экспериментов с ее применением. Но в 2015 году произошло несколько громких научных событий, показавших, что этот метод редактирования генома, действительно, настоящий научный прорыв. Это, прежде всего, первый опыт использования метода для модификации человеческих эмбрионов, эксперимент был осуществлен китайскими учеными, несмотря на протесты мирового научного сообщества.

Метод CRISPR первое время лидировал и в «народном голосовании», проходившем на сайте журнала, но скоро его опередил другой номинант. В итоге, читатели признали прорывом года исследования Плутона миссией New Horizons. Аппарат летом сблизился с Плутоном и стал присылать на Землю не только важные данные о планете, но и абсолютно феноменальные снимки, с каждым разом все более и более детальные. По-видимому, их последняя порция, опубликованная 11 декабря, и сыграла решающую роль в голосовании — на новых снимках можно рассмотреть даже форму ям на далекой планете.

Всего было объявлено 10 претендентов на звание научного прорыва года. В читательском голосовании вслед за исследованиями Плутона и методом CRISPR идет открытие лимфатической системы в головном мозге, создание вакцины от вируса лихорадки Эбола и исследование, показавшее, что большинство результатов психологических экспериментов нельзя воспроизвести (об этих и остальных открытиях читайте в материале Научной России).

Напомним, что научным прорывом 2014 года редакция Science назвала миссию «Розетты» на комету Чурюмова-Герасименко.