Ариэль Губар (Ariel Goobar) из Стокгольмского университета и его коллеги в составе международной группы ученых обнаружили экстремальный случай т.н. эффекта гравитационного линзирования — удачно расположенная галактика примерно в 50 раз увеличила сверхновую iPTF16geu, относящуюся к типу Ia. Тип сверхновой в данном случае важен потому, что сверхновая I типа взрывается очень предсказуемым и последовательным образом. Исследователи сообщают о получении четырех изображений этого события. О своем достижении ученые сообщили в статье, опубликованной в журнале Science.

Сверхновую зафиксировали в сентябре 2016 года, и, что важно, исследователи успели использовать несколько других телескопов для детальных измерений сверхновой звезды, называемой iPTF16geu. Данные высокого разрешения показали, что свет от сверхновой был разделен на четыре изображения линзой, что также увеличило его примерно в 50 раз. Сравнивая четыре отдельных изображения, можно получить новые данные для определения скорости расширения Вселенной или других космологических параметров.

Одна из основ теории относительности Эйнштейна заключается в том, что материя искривляет окружающее пространство-время. Это искривление может создать «линзу», отклоняющую путь прохождения света и увеличивая любые объекты с другой стороны (отсюда и название). Но для того, чтобы астрономы могли воспользоваться этим явлением, достаточно массивный передний объект должен находиться на одной линии «мишенью», которую они хотят изучить. Если цель невелика по размеру, как в случае сверхновой звезды, ее необходимо обнаружить и изучить как можно быстрее.

До сих пор получение множественных изображений линзованной сверхновой было чрезвычайно сложным, особенно для сверхновых типа 1а, которые важны для изучения в качестве индикаторов расстояний в космологии.