Некоторые предки зауроподов - крупнейших животных, когда-либо живущих на Земле, - возможно, достигли своего гигантского размера необычным способом, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Nature Ecology and Evolution.

У большинства ранних родственников травоядных динозавров есть набор особенностей, которые, как считается, являются крайне необходимыми для огромного роста – крепкие, подобные столбам ноги, удлиненные шеи и передние лапы, а также непрерывно растущие кости. Но анализ останков завроподоморфов - группы, которая включает в себя зауроподов, их предков и родственников похожей формы, - предполагает, что некоторые динозавры могли иметь иную стратегию достижения огромных параметров.

Палеонтолог Сесилия Апалдетти из Национального университета Сан-Хуана в Аргентине и ее коллеги изучили останки четырех завроподоморфов. Среди них был один только обнаруженный вид под названием «Ingentia prima», и три уже известных под названием «Lessemsaurus sauropoides». Оба вида относятся к ветви «Lessemsauridae». Уже в период позднего триаса - между 237 миллионами и 201 миллионами лет назад, эти динозавры весили от 7 до 10 метрических тонн - больше, чем африканский слон. Таким образом, благодаря новой находке, выяснилось, что первые гигантские динозавры появились на Земле на 30 млн раньше, чем считалось ранее.

Все четыре экземпляра показали комбинацию признаков, отличных от зауроподов, а также от других завроподоморфов. Они не использовали прямохождение и их ноги отличались от столбообразных: они приседали на задних конечностях и сгибали передние, при этом локти слегка раздвигались наружу. Образцы роста костей в окаменелостях также демонстрируют, что животные росли циклическими всплесками, а не непрерывно. Тем не менее рост их костей был чрезвычайно быстрым, говорит Апалдетти: «Они росли циклически, но чрезвычайно быстро, со скоростью, даже превышающей скорость тех гигантов, которые росли непрерывно».

Подобно более поздним зауроподам, «I. Prima» и «L. Sauropoides» имели птицеподобную респираторную систему. Воздушные мешочки в позвоночнике животных обеспечивали большие запасы кислородосодержащего воздуха, помогали держать тела в прохладе, несмотря на большие размеры, и облегчали вес позвонков.

Мартин Сандер - палеонтолог позвоночных в Боннском Университете (Германия), говорит, что «I. Prima» является лучшим доказательством того, что у этих завроподоморфов была птицеподобная респираторная система – этот факт раньше был не известен. Однако, по его мнению, «Lessemsauridae» не имели особого пути к гигантскому росту и представляли собой «промежуточный этап».

С этим мнением согласен Джеффри Уилсон - палеонтолог позвоночных в Мичиганском университете в Энн-Арборе. Рост костей у «Lessemsauridae» был циклическим, но это не значит, что циклы были сезонными. Возможно, эти длительные промежутки времени между всплесками роста были особенностью переходного этапа на пути к зауроподобным моделям роста. «Одна из вещей, которую нужно сделать в рамках будущих исследований - устранить двусмысленность относительно того, были ли у «Lessemsauridae» собственные пути достижения гигантского роста».

Возможно, «Lessemsauridae» разработали свою стратегию роста примерно на 30 миллионов лет раньше, чем юрские зауроподы, такие как «Brachiosaurus» и «Diplodocus», - отмечает Апалдетти. Но в конечном счете, юрские гиганты «были более успешными»: они весили на 60 тонн больше завроподоморфов и прожили на Земле на десятки миллионов лет дольше.