Вольфрам Реммерс (Wolfram Remmers) из Университета Кобленц-Ландау (Германия) и его коллеги из этого университета и других организаций обнаружили, что следы, оставленные прошедшими слонами, образуют микросреду обитания для других форм жизни. свои результаты ученые изложили в статье, опубликованной в журнале African Journal of Ecology.

Африканские слоны (Loxodonta africana), весящие более шести тонн, оставляют весьма заметные следы, глубиной достигающие 30 см. Как выяснилось, в этих углублениях скапливается вода и возникает микросреда обитания для других форм жизни.

Ученые проанализировали содержимое 30 слоновьих следов в Уганде. Оказалось, что в этих следах обитает не меньше 61 вида мелких беспозвоночных, относящихся к девяти различным отрядам, включая клещей, поденок, гладышей, пиявок и брюхоногих моллюсков, а также иногда щитни. При этом чем более старыми были следы, тем разнообразнее были их обитатели. Вероятно, это объясняется накоплением в этих следах палых листьев и других органических остатков, которые могли служить пищей для обитателей.

Предположительно, слоновьи следы могут существовать на протяжении нескольких жизненных циклов некоторых видов и в пределах самой пищевой сети. Исследователи признают, что работа еще только начинается и что степень зависимости крошечных обитателей этих следов от их существования предстоит сделать еще предстоит оценить. Тем не менее, данное исследование является существенным добавлением к совокупности исследований, показывающих жизненно важную роль слонов в их экосистеме (например, в распространении семян через свои крупные экскременты).

Это открытие показывает, что если браконьерство в Африке будет продолжаться, Земля может потерять куда больше, чем те животные, на которых браконьеры охотятся.

«Кто бы подумал, что столь безобидная вещь, как слоновьи следы, может быть фундаментальной» для такого множества биологических видов, сказал Георг Виттемайер (George Wittemyer), председатель ученого совета Общества охраны слонов (Save the Elephants), не принимавший участия в этой работе.

В таблице перечислены представители отрядов, к которым относятся животные, обнаруженные в исследованных 30 слоновьих следах.

Coleoptera