Исследователи из лаборатории экспериментальной геохимии и петрологии мантии Земли Новосибирского государственного университета (НГУ) и Института геологии и минералогии им. В. С. Соболева (ИГМ) СО РАН совместно с коллегами из университетов Лиона, Клермона и Монпелье (Франция) изучили образцы пород из кимберлитовой трубки «Удачная» (Якутия). Ученых интересовала геологическая история континентальной коры Сибирского кратона. Анализ показал, что она сформировалась с два этапа: верхний слой имеет возраст около 2,7 млрд лет назад, а нижний — 1,8 млрд лет. Ранее же считалось, что кратоны образовались около 2,5 млрд лет назад. Об открытии рассказывает вебсайт НГУ.

Учёные измерили содержания изотопов гафния и провели уран-свинцовое датирование цирконов из ксенолитов коровых пород из кимберлитовой трубки «Удачная». Выбор места не случаен — трубка расположена в центральной части Сибирского кратона.

Исследованные образцы получены из глубин 10–50 тыс. метров. Их анализ показал, что значительная часть пород нижних слоев земной коры Сибирского кратона возникла около 1,8 млрд лет назад (в Протерозое), а верхние слои земной коры в этом месте сформировались 2,7 млрд лет назад (еще в Архее).

Ученые говорят, что результаты исследования говорят в пользу гипотезы о временной и генетической связи между глобальными процессами преобразования вещества литосферной мантии и этапами возникновения Сибирской платформы: «Мы выяснили, что было два этапа формирования земной коры, значительно разорванных во времени. До этого считалось, что кратоны образуются в один этап в архейскую эру времени, примерно 2,5 млрд лет назад», — сказал Александр Головин, старший научный сотрудник лаборатории экспериментальной геохимии и петрологии мантии Земли НГУ и старший научный сотрудник Института геологии и минералогии СО РАН.

Выяснено, что нижняя часть континентальной коры кратона сформировалась в результате плавления веществ в литосферной мантии около 1,8 млрд лет назад.

Ученые определили возраст изотопов урана и свинца методом лазерной абляции с индуктивно связанной плазмой. При использовании этого метода пучком лазерного излучения выжигается кусок материала, и происходит его испарение, затем образец помещают в масс-спектрометр.

Специалисты из ИГМ СО РАН и НГУ проводят комплекс работ по изучению природы кратонов. По словам ученых, только древние кратоны могут содержать в своей массе алмазы.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что ученые доказали связь двух суперконтинентов.