Тецуро Мацузава (Tetsuro Matsuzawa) из Киоткого университета, Япония, и его коллеги по японо-китайской научной группе смогли научить семь шимпанзе (Pan troglodytes) в Киото, Япония, разных возрастов и полов, играть в камень-ножницы-бумага не хуже четырехлетних детей. Хотя для обучения игре может потребоваться время, эти приматы оказались интеллектуально способны принимать быстрые решения и распознавать соответствующие отношения между каждым из сигналом. Подробности своей работы исследователи изложили в статье, опубликованной в журнале Primates.

Целью работы было выяснить, способны ли шимпанзе разобраться в перекрестных отношениях сигналов, обучаясь правилам игры в камень-ножницы-бумага. Известно, что в этой игре бумага «бьет» камень, камень — ножницы, а ножницы, соответственно, бумагу. Кроме того, в этом исследовании сравнивались процессы обучения у шимпанзе и детей.

Семь шимпанзе были протестированы с использованием компьютерной задачи. Они были обучены выбирать более сильный из двух вариантов, в соответствии с правилами игры. Шимпанзе сначала научились выбирать между бумагой и камнем, потом, когда они уловили принцип, перешли к парам камень-ножницы и ножницы-бумага и, наконец, к полноценной игре.

Пять из семи шимпанзе завершили обучение после 307 сеансов, что свидетельствует о том, что они изучили круговой рисунок. Интересно, что на изучение последней пары — ножницы-бумага, потребовалось больше времени, чем на первые две, что указывало на трудности при завершения круга. Затем шимпанзе прошли обобщающие тесты с использованием новых стимулов, которые они быстро изучили.

Аналогичная процедура была проделана и с детьми в возрасте 35-71 месяцев, которым было необходимо такое же количество испытаний для всех трех пар, взятых в отдельности. Точность во время «смешанных» сеансов улучшалась с возрастом и превышала ту, что обеспечивал случайный выбор, начиная с 50-месячного возраста, что можно считать свидетельством, что способность решать подобные задачи может развиваться примерно в 4 года.