Ирландские исследователи изучили ДНК людей, живших в Европе и Азии от 8500 до 2500 лет назад. Оказалось, что первыми фермерами в Европе были выходцы с территории, где сейчас расположены восточные регионы Турции. Результаты их исследования опубликованы в журнале Nature.

Генетики под руководством профессора Рона Пинхаси (Ron Pinhasi) уже давно изучают геномы древних обитателей Европы. На сей раз, во-первых, подтвердились уже высказывавшиеся предположения о нескольких волнах пришельцев. Во-вторых, сельское хозяйство как род занятий принесли переселенцы из Передней Азии.

Первая волна переселенцев в Европу, очевидно, имела место еще до ледникового периода, примерно 40 тысяч лет назад. Затем примерно 8 тысяч лет назад в Европу пришли земледельцы из Передней Азии, а около 5 тысяч лет назад — кочевники из Азии, представители Ямной культуры.

По мнению Рона Пинхаси, две последних волны переселений сильно повлияли на внешний вид европейцев, цвет их кожи, глаз, а также на подверженность некоторым болезням. В частности, он считает, что своим высоким ростом многие обитатели Западной и особенно Северной Европы обязаны как раз генам переселенцев из Передней Азии. И они же, судя по всему, научили европейских охотников возделывать землю, так как уже были земледельцами в отличие от «коренных» обитателей здешних мест.

Портал Научная Россия ранее рассказывал о некоторых сделанных ими выводах, например, о том, что жители Европы в эпоху неолита не могли переваривать молоко, как и большая часть сегодняшнего населения земного шара за пределами Европы. Но приход переселенцев из Передней Азии принес новые гены и с ними способность усваивать лактозу.

Генетические исследования помогли ирландским ученым также установить, что Европа в период неолита и бронзового века пережила три волны пришельцев, каждая из которых приносила свои гены и свою культуру.