Ученые из Манчестерского университета (Великобритания) под руководством профессора Дэвида Ли (David Leigh) разработали способ плетения молекулярных нитей, обеспечивающий максимально возможную на данный момент прочность крепления. Исследование может стать основой для создания нового поколения особо прочных материалов, сообщается на сайте университета. Статья опубликована в журнале Science.

Узел имеет восемь пересечений в замкнутой петле из 192 атомов размером около 20 нанометров. По словам Дэвида Ли, для завязывания такого молекулярного узла ученые использовали технику, известную как «самосборка». Молекулярные нити обвиваются вокруг ионов металла, формируя точки пересечения в определенных местах — примерно так же, как это происходит при вязании. Концы нитей сплавляют вместе с помощью химического катализатора, чтобы закрыть петлю и сформировать готовый узел. Созданный таким образом узел — самый сложный и самый прочный из созданных когда-либо учеными.

Создание молекулярных узлов — это путь к разработке новых прочных материалов. Причем использование полимерных молекулярных нитей может позволить сделать более прочными и гибкие материалы, применимые в промышленности и строительстве.

Недавно портал Научная Россия также сообщал о создании уникального гибкого материала, способного к самовосстановлению, который также создан учеными из США.

[На иллюстрации: Рентгеновское изображение молекулярного узла. Фиолетовым обозначены ионы железа, красным — атомы  кислорода, темно-голубым — атомы азота, серый металлик (и еще один блок светло-голубым), зеленым — одиночный ион хлора (в центре конструкции). Рентгеновское изображение молекулярного узла. Фиолетовым обозначены ионы железа, красным — атомы  кислорода, темно-голубым — атомы азота, серый металлик (и еще один блок светло-голубым), зеленым — одиночный ион хлора (в центре конструкции). Роберт МакГрегор (www.mcgregorfineart.com)]