Майкл Уэст (Michael West) из Обсерватории Лоуэлла и Роберто Де Проприс (Roberto De Propris) из Университета Турку, Финляндия, совместно с коллегами из Бристольского университета, провели новое исследование, которое показало, что самые массивные галактики во Вселенной «настроились» на своих соседей уже как минимум десять миллиардов лет назад. Это открытие показывает, что галактики, как и люди, находятся под влиянием их окружения с самого юного возраста. Подробности своей работы ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Астрономы давно знают, что галактики объединяются в огромные системы — своего рода городские конгломераты космоса — и что крупнейшие галактики склонны «указывать» на своих соседей. Но как и когда этот процесс происходит, остается неизученным.

С помощью Космического телескопа Хаббла, международная группа ученых наблюдала 65 отдаленных скоплений галактик, чей свет шел до Земли миллиарды лет. В результате исследователи впервые сумели показать, что наибольшие галактики в этих системах уже были настроены на свое окружение, когда возраст Вселенной составлял всего треть от нынешнего.

«Наши результаты показывают, что ориентация галактик установилась очень рано в истории вселенной, — сказал Де Проприс. — Это важный новый фрагмент головоломки, потому что независимо от того, что было причиной именно такой ориентации, она подействовала быстро».

Хотя в кластеры входят сотни и тысячи галактик, большинство из них случайным образом ориентированы в пространстве. Только самые крупные галактики выровнены с их окружением, что говорит о том, что они особенно чувствительны к окружающим их объектам.

Теперь ученые стремятся заглянуть еще дальше назад во времени, наблюдая за еще более отдаленными кластерами. Но изучение галактик, какими они были на заре времени, непросто, даже с помощью Хаббла. «Мы пытаемся определить формы и ориентации галактик, которые выглядят очень бледными и очень маленькими, из-за больших расстояний до них, и это трудная для решения задача», — заметил Де Проприс.

[Фотография: ESA/Hubble, NASA, HST Frontier Fields]