Растения привлекают муравьев нектаром вокруг цветков, но не в самих цветках. К такому выводу пришли ученые из университета Эдинбурга (Великобритания), под руководством Норы Вильямил-Буэнростро (Nora Villamil-Buenrostro). Статью по итогам их исследования, опубликованную в журнале Biotropica, пересказывает пресс-релиз Университета Эдинбурга.

Авторы изучили закономерности выделения сладкого нектара, привлекающего муравьев, разными органами растения маракуйи во время его цветения и плодоношения. Оказалось, что больше всего нектара выделяют листья, окружающие цветки (а потом формирующиеся плоды). Биологический смысл такого приспособления понятен: в указанный период именно цветки и плоды — самая ценная часть растения, и оно стремится оберегать их от травоядных насекомых, которых муравьи уничтожают. С другой стороны, те же муравьи, забираясь в сам цветок, могут отпугнуть оттуда потенциальных насекомых-опылителей, привлеченных пыльцой — а значит, там муравьям делать нечего.

«С помощью такой стратегии растения обеспечивают самозащиту от вредителей и в то же время избегают конфликтов между муравьями и опылителями», — объяснила Вильамил-Буэнростро.

Это открытие дает важную информацию для размышления аграриям, выращивающим ту же маракуйю и некоторые другие растения, использующие муравьев схожим образом — в том числе, бобовые и хлопок.