Китайские нейробиологи установили, за счет чего анестетик кетамин помогает людям, больным депрессией. Он «заглушает» излишне активные нейроны поводка (часть промежуточного мозга). Это объясняет, почему кетамин улучшает состояние при депрессии в разы быстрее, чем традиционные лекарства от нее. О механизме действия кетамина при депрессии опубликованы две научные статьи в журнале Nature.

При депрессии нарушается способность испытывать положительные эмоции. За их проявление отчасти отвечает «центр вознаграждения», или «центр удовольствия», расположенный в среднем мозге. Из предыдущих исследований было известно, что у него есть «антоним» — латеральная, то есть боковая часть хабенулы (поводка). Это структура, расположенная в промежуточном мозге. Поводок управляет активностью «центра вознаграждения». Если, допустим, животное научить что-то делать за вознаграждение, а затем в какой-то момент полностью прекратить это вознаграждение давать, то активность латеральной части поводка повысится, а «центра вознаграждения» — понизится. Животному станет ясно: ожидать хорошего тут не стоит.

Поскольку работа поводка снижает способность испытывать удовольствие, логично было бы искать корни депрессии там. Это и сделали авторы описываемых работ. Вводя крысам и мышам кетамин и наблюдая за изменением электрической активности в поводке и в «центре вознаграждения», исследователи заметили, что от потенциального антидепрессанта существенно снижается активность группы нейронов в латеральной части поводка. При этом симптомы депрессии у животных становятся менее ярко выраженными (в исследовании использовали грызунов, изначально обладающих склонностью к депрессии на уровне клеток и поведения).

Также ученые установили, за счет чего снижается активность ряда клеток поводка при введении кетамина. Этот препарат блокирует ряд белков-каналов, через которые в нервные клетки попадают положительно заряженные частицы. В результате заряд на мембране клетки становится более отрицательным, и такому нейрону становится сложнее посылать сигналы. Блокировка каналов происходит быстро, и в этом залог высокой скорости антидепрессивного действия кетамина.

Официально разрешенные антидепрессанты (кетамин в их число не входит) имеют другой механизм действия: они подавляют захват нейромедиатора серотонина клетками. Серотонин поддерживает нормальный уровень настроения, а его нехватку часто связывают с депрессивными состояниями. Однако блокировка его захвата облегчает депрессивные симптомы только через пару недель после ежедневного приема соответствующих лекарств, в то время как кетамин начинает действовать уже через несколько часов после введения.

[Иллюстрация: Kevin Link/Science Source]