Доктор Кэтрин Джентри (Katherine Gentry) из Университета Джорджа Мейсона, США, и ее коллеги исследовали влияние шума автомобильного движения на пение птиц. Оказалось, что из-за шума птицы поют иначе — песни становятся короче и звучат в более низком диапазоне частот. Это может повлиять на их способность привлекать партнеров и защищать свою территорию. Свои результаты ученые изложили в статье, опубликованной в журнале Bioacoustics.

Исследователи сосредоточили свое внимание на пении восточного пиви (Contopus virens) в трех парках в пригороде Вашингтона. Песни записывались на участках, где шум движения по ближайшей дороге был либо относительно постоянным, либо уменьшался еженедельно в течение 36-часового закрытия дороги.

Измерялась и анализировалась ширина диапазона, длительность и максимальная и минимальная частоты пения птиц, а также амплитуда низкочастотных шумов трафика в течение 20 секунд каждой песни и полный спектр уровней фонового шума.

Оказалось, птицы моментально реагировали на колебания транспортного шума, изменяя продолжительность и частоты своих песен, чтобы улучшить передачу. Когда дороги были закрыты, песни возвращались к своим естественным характеристикам — с более широкой полосой пропускания, более низкими минимальными частотами и большей продолжительностью.

Хотя вышеупомянутые изменения и помогают другим птицам лучше слышать песни в условиях усиления шума движения, птицы, слушающие эти измененные призывы, могут не так сильно реагировать на них, что уменьшает возможности самцов — которые настраивают свои песни, чтобы привлечь партнершу и защитить территорию. Если периодически снижать уровень шума, например, закрывая дорогу, птицы получат возможность исполнить такую версию своей песни, которая оптимизирует вокальные данные, привлекательность для самок и защиту территории.

Хотя в идеале хорошо бы вообще ослабить шум, временное закрытие дорог тоже полезно и могло бы стать частью эффективной стратегии сохранения окружающей среды, написали авторы. Это могло бы помочь остановить спад численности восточных пиви, которых в окрестностях Вашингтона, как сообщается, за последние семьдесят лет стало вдвое меньше, а также может оказать благотворное влияние на другие виды, способные корректировать свои сигналы «в реальном времени».

[Фотография: Dr. Katherine Gentry]