Участники проекта «Флора России» под руководством ведущего научного сотрудника биологического факультета МГУ Алексея Серегина опубликовали статью в научном журнале Biodiversity Data Journal о массиве данных проекта «Флора России» на платформе iNaturalist. Это крупнейший источник современных сведений о биоразнообразии России, полностью размещённый в открытом доступе. В публикации приведена подробная характеристика данных проекта на начало сентября 2020 г.

Проект МГУ «Флора России | Flora of Russia» организован в начале января 2019 г. группой ученых МГУ имени М.В. Ломоносова как один из источников информации о современном распространении растений страны. В проект «Флора России» входят фотонаблюдения сосудистых растений с точными географическими координатами, при этом видовая принадлежность снятых организмов верифицируется экспертами проекта. Эти данные позволяют отслеживать распространение инвазивных видов и динамику их расселения, уточнять границы существующих и проектируемых особо охраняемых природных территорий, анализировать места встреч редких и вымирающих видов, оценивать динамику видов на урбанизированных территориях, следить за сдвигами начала и конца цветения разных видов в условиях меняющегося климата.

Карта «Флоры России». Алексей Серегин/МГУ

Проект «Флора России» состоит из 85 региональных порталов. По числу наблюдений на первом месте идёт Подмосковье с рекордным числом участников (свыше 2 тыс. человек), далее следуют Москва, Брянская, Курская и Тульская области. Наименее охвачены данными Ненецкий автономный округ, Калмыкия и Ингушетия. По числу участников «Флора России» – самый большой проект в области научного волонтёрства в стране. "К настоящему моменту свыше 860 000 фотонаблюдений от 10 тыс. пользователей уже определено – за 22 месяца объем данных проекта вырос в 100 раз. Среди стран-лидеров iNaturalist у России самый высокий процент подтвержденных наблюдений сосудистых растений и рекордно высокие показатели числа фотографий на одного пользователя платформы", - рассказал руководитель проекта МГУ «Флора России», ведущий научный сотрудник биологического факультета Алексей Серегин.

Для стимуляции интереса пользователей к живой природе в проекте «Флора России» используются принципы геймификации. Сотрудники МГУ дважды проводили Кубки России по фотофиксации растений: в 2019 г. победила команда Брянской области, а в 2020 г. – сборная Севастополя. Во время проведения Кубка в один из летних дней 2020 г. на платформу было загружено свыше 10 тыс. наблюдений с территории России. Заметный вклад в документацию флоры страны на iNaturalist внесли летний челлендж «Гербарий 2.0» для школьников старшего возраста и дистанционные практики 14 российских вузов, проводившиеся онлайн в период пандемии.

Для того чтобы присоединиться к проекту, достаточно зарегистрироваться на платформе iNaturalist и загружать свои фотонаблюдения растений через приложение или сайт. Чтобы эти фотографии можно было использовать в научных целях, они должны иметь дату, геопривязку и быть сделанными в дикой природе. Так, в случае с растениями не учитываются городские посадки, растения цветников, живых изгородей и прочих рукотворных композиций. В системе используются нейронные сети, которые автоматически предлагают варианты определения организма до публикации наблюдения. После публикации наблюдения в системе правильность определения вида подтверждают эксперты. В сложных случаях возможно развёрнутое обсуждение верной идентификации вида по фотографиям.

iNaturalist – это крупнейшая в мире социальная сеть, созданная для документации биоразнообразия на планете путём загрузки фотонаблюдений от пользователей. На настоящий момент число наблюдений на этой платформе превышает 54 млн. Свыше 5 тыс. статей из ведущих рецензируемых журналов мира ссылаются на сведения из iNaturalist, зачастую используя наблюдения платформы как основной источник данных. В основе исследования российских учёных по флоре России лежат принципы так называемой «гражданской науки» (citizen science), представляющей собой научное волонтёрство как со стороны профессиональных исследователей, так и со стороны многочисленных любителей-натуралистов, присоединившихся к проекту.

Информация и фото предоставлены пресс-службой МГУ