В первую неделю октября группа представителей ведущих российских средств массовой информации посетила Карачаево-Черкесию, чтобы познакомиться с уникальными археологическими объектами, включающими древние культурно-просветительские сооружения, самые древние в России храмы. В программу также вошел визит в  Специальную астрофизическую обсерваторию, где находится телескоп БТА, на котором проводятся современные астрофизические наблюдения, а также  радиоастрономический телескоп РАТАН-600 и другие объекты.

Первым делом ученые под руководством вице-президента РАН,  научного руководителя Специальной астрофизической обсерватории Юрия БАЛЕГИ рассказали журналистам о работе с БТА - Большим телескопом азимутальным, который является самым крупным телескопом в Евразии. Он находится на высоте 2070 м над уровнем моря. Весной этого года на нем установили обновленное 6-метровое зеркало, доставленного с  Лыткаринского завода оптического стекла.

По словам директора САО Валерия ВЛАСЮКА, все необходимые мероприятия, связанные с подготовкой отреставрированного зеркала к работе, будут завершены к концу октября этого года, после чего астрономы возобновят наблюдения на своем главном инструменте.

Вторым объектом для посещения стал РАТАН-600 - Радиоастрономический телескоп Академии наук — крупнейший в мире радиотелескоп с рефлекторным зеркалом диаметром около 600 м. Телескоп находится в долине реки Большой Зеленчук и представляет собой высокочувствительный астрофизический инструмент для исследования близких астрономических объектов, таких, как Солнце и планеты, а также крайне удалённых: радиогалактик и квазаров.

Во вторую тематическую часть программы вошли самые яркие археологические и исторические объекты Карачево-Черкесии. Первым стал «Солнечный круг» - уникальный памятник археологии IV века нашей эры, который считается местными историками остатками одной из величайших в мире средневековых обсерваторий, самой древней в Восточной Европе. После него было предложено знакомство со старейшими христианскими храмами, расположенными в Нижнем Архызе и знаменитым наскальным образом Христа на горе Мыцеште, требующим срочных мер по реставрации и сохранению.