Ученые из Луизианского государственного университета (США) под руководством Геолога Сэма Бентли (Sam Bentley), нашли связь между атмосферными явлениями и оползнями на дне Мексиканского залива, рядом с устьем реки Миссисипи. Отчасти им в этом «помог» танкер «Вирджиния», который был потоплен в этом районе немецкой подлодкой в 1942 году. Статью о результатах этого исследования, опубликованную в журнале Geology, пересказывает сайт журнала Science.

Подводные оползни в Мексиканском заливе потенциально представляют большую угрозу для проложенных здесь по дну труб, передающих нефть и газ из разрабатываемых в заливе месторождений. Происходят оползни потому, что река Миссисипи — одна из самых полноводных в мире — постоянно создает в своем устье наносы, которые периодически становятся слишком высокими, и тогда их верхние пласты начинают «съезжать» вниз.

«Вирджиния» затонула когда-то как раз в эпицентре оползней, что отражается на ее положении. Например, с 2004 по 2007 годы судно весом 10 тыс. тонн сдвинулось в сторону от континента в открытое море на 370 метров. Тогда ученые объяснили это мощными ураганами, пронесшимися над Мексиканским заливом в 2004 и 2005 годах.

Перемещения «Вирджинии» оказались удобным индикатором происходящих на дне залива оползневых процессов, так что ученые продолжили отслеживать их и дальше. Каково же было их удивление, когда к 2017 году оползни утащили затонувшее судно еще на 60 м к югу, хотя больших штормов за эти годы зафиксировано не было. Напрашивается вывод, что оползни могут провоцировать и другие факторы. Вопрос в том, какие именно.

Ученые из Луизианского университета предприняли по этому поводу специальное исследование, на грант федерального Бюро по управлению океанской энергией (Bureau of Ocean Energy Management, BOEM). Бентли с коллегами измерили движения океанической коры в нескольких точках, взяли там пробы осадков и сравнили их с хроникой атмосферных явлений.

Вывод, к которому они пришли, таков: все дело в массах холодного воздуха, которые проходят над заливом зимой. Они увеличивают высоту волн и создают разницу давлений, которая может провоцировать оползни, сдвигающие донные отложения на расстояние до метра ежегодно. «Это должно было быть что-то менее мощное, чем ураганы, и следующими наиболее вероятными кандидатами были зимние холодные фронты», — объяснил Бентли.

Это открытие имеет важное значение не только для защиты нефте- и газопроводов, но и для сохранения затонувших кораблей, подобных «Вирджинии».

Напомним, два года назад анализ отложений на дне Аравийского моря рассказал, почему высыхает Африканский рог.