Ученый из МФТИ предложил новое объяснение быстрому потеплению в Арктике. Оно может быть вызвано геодинамическим фактором  —  серией крупных землетрясений. Статья опубликована в журнале Geosciences.

Алеутские острова — архипелаг с десятками островов, на которых находится 40 действующих и 17 неактивных вулканов. Фото: Shutterstock

Алеутские острова — архипелаг с десятками островов, на которых находятся 40 действующих и 17 неактивных вулканов. Фото: Shutterstock

Глобальное потепление  —  одна из актуальных проблем цивилизации. Считается, что основной причиной потепления является деятельность человека, в результате которой повышается концентрация парниковых газов в атмосфере. Однако антропогенный фактор не объясняет скачкообразные, резкие увеличения температуры.

В Арктике одной из причин повышения температуры считается выделение метана из газогидратов и мерзлых пород в шельфовой зоне. В истории наблюдений за климатом Арктического региона есть два периода резкого повышения температуры: 20–30-е годы прошлого века и начавшийся в 1980 году и продолжающийся сейчас.

Леопольд Лобковский, академик РАН и заведующий лабораторией геофизических исследований Арктики и континентальных окраин мирового океана МФТИ, предположил, что эти скачки могут быть вызваны геодинамическими  причинами — серией мегаземлетрясений в Алеутской дуге, самой близкой к арктическому региону сейсмически активной зоне.

Чтобы проверить свою гипотезу, Леопольду Лобковскому нужно было ответить на три вопроса. Во-первых, согласуются ли даты серий сильнейших землетрясений и скачков температуры. Во-вторых, каков механизм передачи возмущений литосферы от Алеутской дуги в зону арктического шельфа, разделенных расстоянием более 2000 километров. В-третьих, каким образом эти возмущения увеличивают выделение метана.

Чтобы ответить на первый вопрос, достаточно было проанализировать исторические данные. Оказалось, что в Алеутской дуге в прошлом столетии  действительно имели место две серии сильнейших землетрясений*. Обе произошли примерно за 15–20 лет до начала резкого увеличения температуры.

Изменение аномалий температуры воздуха в Арктике с 1900 г. (данные Арктического и антарктического научно-исследовательского института). Толстыми красными линиями обозначены фазы резкого потепления. Источник: Geosciences

Ответ на второй вопрос дала модель, описывающая распространение особых возмущений литосферы  —  тектонических волн  —   с подходящей скоростью: около 100 километров в год. Такая скорость согласуется с временной задержкой между сериями землетрясений и началом периодов резкого роста температурных аномалий: возмущению нужно было около 15–20 лет, чтобы пройти расстояние две тысячи километров.

В качестве ответа на третий вопрос ученый предложил такое объяснение: волны возмущения литосферы, приходя в зону шельфа, создают дополнительные небольшие напряжения в литосфере. Эти напряжения вызывает разрушение внутренней структуры мерзлых пород и метастабильных газогидратов, в которых содержится метан в запертом состоянии. В результате происходит высвобождение метана и его эмиссия в водную толщу и атмосферу, что и приводит к повышению температуры в регионе из-за парникового эффекта.

«Есть четкая корреляция между сильнейшими землетрясениями в Алеутской дуге и фазами потепления климата, существует механизм физической передачи напряжений в литосфере с нужной скоростью, который создает условия для высвобождения метана на шельфе. Дополнительные напряжения разрушают газогидраты и мерзлые породы, высвобождая метан. Три составляющих этой концепции вполне логичны и поддаются математическому и физическому обоснованию. А сама концепция успешно объясняет конкретный факт  —  быстрый рост температурных аномалий в Арктике, который не объяснялся в ранее существующих моделях», —  говорит Леопольд Лобковский.

По словам ученого, дальше предложенная модель будет развиваться и обсуждаться. Предстоит большая работа в подтверждение или опровержение этой точки зрения.

Работа выполнена в МФТИ при поддержке РНФ 20-17-00140.

__________

* Первая серия: Сильнейшее землетрясение магнитудой 8,0 было зафиксировано в 1899 году в восточной части Алеутской дуги, в 1906 году было еще два сильнейших землетрясения в западной части дуги с магнитудами 8,3 и 8,4.
Вторая серия: в 1957 году произошло сильнейшее землетрясение с магнитудой 8,6, затем в 1964 году  —   Аляскинское землетрясение с магнитудой 9,3. И в 1965 году произошло  землетрясение  с магнитудой 8,7 в западной части Алеутской дуги. Это были сильнейшие землетрясения, каждое из которых имело протяженность очага в несколько сотен километров.

Информация и фото предоставлены пресс-службой МФТИ