Такой вывод сделали экологи из американского Океанографического института Вудс-Хол и Национального центра научных исследований Франции (CNRS). Они изучали популяцию чернобрового альбатроса на острове Кергелен, входящем в состав Французских Южных и Антарктических территорий (ФЮАТ), где ежегодно отслеживалось 200 гнездовых пар – с 1979 года. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Animal Ecology.

Чернобровый альбатрос – хищная морская птица с размахом крыльев примерно 2,5 метра, которая занесена в Красную книгу Международного союза охраны природы и природных ресурсов. Достигнув зрелого возраста, эти птицы начинают размножаться на субантарктических островах во время австралийского лета. В октябре альбатрос откладывает одно яйцо, из которого в декабре вылупляется птенец. В конце марта детеныши оперяются и достигают почти тех же размеров, что и взрослая особь: примерно 80-95 сантиметров в длину. А вес птенца и вовсе может превышать вес родителя – 3-4 килограмма, – что неудивительно: родители выкармливают своего детеныша в течение девяти месяцев. Примечательно, что когда взрослые альбатросы заканчивают «воспитание», они покидают гнездо, а птенцы проводят в нем еще некоторое время, пока не закончится линька.

Климат оказывает большое влияние на этот вид морских птиц. В новом исследовании экологи разработали матричную модель популяции, в которой учитываются комбинированные эффекты климатических переменных и функциональных признаков. С помощью этой модели ученые хотели понять, как протекает весь жизненный цикл альбатросов и как меняется численность популяции из-за потепления климата. Функциональные признаки, такие как размер тела, время размножения и кормление, оказывают влияние на демографические характеристики, такие как выживание и размножение.

Ученые обнаружили, что изменения температуры поверхности моря в конце зимы вызывают самые большие колебания темпов прироста населения. Чтобы окрепнуть, молодым альбатросам необходимо обильное питание (вспомним про их вес, превышающий вес взрослой особи). Однако повышение температуры поверхности моря приводит к снижению первичной производительности в морских экосистемах – это означает, что в море плавает меньше рыбы, меньше пищи для хищных птиц.

Особенно большую опасность климатические изменения представляют для тех популяций альбатросов, которые большую часть времени проводят на воде и мало летают. По прогнозам, темпы прироста таких популяций сократятся до 5,3% в год.

Исследователи отмечают, что то, как морские птицы сталкиваются с изменением климата, может стать ключевым показателем здоровья экосистемы. Изучение этой зависимости может помочь прогнозировать экологическое воздействие на всю морскую пищевую цепь.