Ученые обнаружили, что у людей, испытывающих недостаток сна, снижен уровень микроРНК, регулирующих экспрессию генов, - пишет eurekalert.org Experimental Physiology.

В последние годы многочисленные исследования показали, что люди, которые не высыпаются, подвергаются большему риску инсульта и сердечного приступа. Новое исследование Колорадского университета в Боулдере помогает объяснить причины.

Было обнаружено, что люди, которые спят менее 7 часов в сутки, имеют более низкие уровни в крови трех физиологических регуляторов - микроРНК, которые влияют на экспрессию генов и играют ключевую роль в поддержании здоровья сосудов.

Полученные результаты могут потенциально привести к новым неинвазивным тестам для пациентов, лишенных сна и1 обеспокоенных своим здоровьем, считают авторы.

«Это исследование предлагает новый потенциальный механизм, посредством которого сон влияет на здоровье сердца и общую физиологию», - сказал старший автор Кристофер ДеСуза - профессор интегративной физиологии.

Несмотря на рекомендации Американской ассоциации кардиологов, согласно которым людям нужно спать по 7-9 часов каждую ночь, около 40 процентов взрослых в Соединенных Штатах недосыпают. В целом продолжительность сна среднего американца за прошедшее столетие сократилась с 9 часов в сутки до 6,8 часов в сутки.

В другом недавнем исследовании группа ДеСуза обнаружила, что взрослые мужчины, которые спят 6 часов в сутки, имеют дисфункциональные эндотелиальные клетки, которые выстилают кровеносные сосуды - и их артерии не расширяются и не сужаются так же хорошо, как у тех, кто достаточно спит.

Но основные факторы, приводящие к этой дисфункции, недостаточно известны.

МикроРНК - это небольшие молекулы, которые подавляют экспрессию генов определенных белков в клетках. Точная функция циркулирующих микроРНК в сердечно-сосудистой системе и их влияние на здоровье сердечно-сосудистой системы привлекают к себе большое внимание ученых, и в настоящее время разрабатываются препараты для лечения различных заболеваний, включая рак, с помощью коррекции нарушенных сигнатур микроРНК.

«Они похожи на клеточные тормоза, поэтому, если отсутствуют полезные микроРНК, это может оказать большое влияние на здоровье клетки», - сказал ДеСуза.

В рамках первого исследования влияния недостатка сна на микроРНК-сигнатуры ученые взяли образцы крови у 24 здоровых мужчин и женщин в возрасте от 44 до 62 лет, которые заполнили анкеты об их привычках, связанных со сном. Одна половина спала от 7 до 8,5 часов ночью, другая - от 5 до 6,8 часов.

Исследователи измерили экспрессию девяти микроРНК, ранее связанных с воспалением, иммунной функцией или здоровьем сосудов. Они обнаружили, что у людей с недостаточным сном циркулирующие уровни miR-125A, miR-126 и miR-146a (которые ранее подавляли воспалительные белки) были ниже, чем у тех, кто спал достаточно.

«Почему 7 или 8 часов оказываются магическим числом, неясно, - сказал ДеСуза. - Однако вполне вероятно, что людям необходимо как минимум 7 часов сна в сутки для поддержания уровня важных физиологических регуляторов, таких как микроРНК».

В настоящее время в лаборатории ДеСуза ведутся исследования, чтобы определить, может ли восстановление здоровых привычек сна восстановить здоровые уровни микроРНК.

В конечном итоге, по его словам, вполне возможно, что микроРНК в крови можно использовать в качестве маркера сердечно-сосудистых заболеваний у людей с недостаточным сном, что позволит врачам собирать важную информацию с помощью анализа крови, а не более инвазивных анализов, которые берутся в настоящее время.

Пока ДеСуза дал рекомендацию перестать недооценивать важность хорошего сна.

[Фото: Katarzyna Białasiewicz: ru.123rf.com]