Самые ранние мегалиты были построены на северо-западе Франции примерно 6800 лет назад. Затем технология их строительства распространилась по всему побережью Атлантического и Средиземного морей в Европе через морской торговый путь, сообщает портал Science News. К такому выводу пришла археолог Беттина Шульц Полссон из Гетеборгского унивреситета (Швеция), чья работа опубликована в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Столетия назад ученые считали, что первые мегалиты появились на Ближнем Востоке или в Средиземноморье – и уже оттуда знания о том, как строить эти сооружения, распространились в другие места морскими торговцами или верующими в мегалитическую религию. Точные даты создания археологических памятников начали появляться в 1970-х годах, а потому до этого времени некоторые исследователи утверждали, что мегалиты возникли независимо друг от друга среди нескольких европейских фермерских сообществ.

Археолог Беттина Шульц Паулссон (Bettina Schulz Paulsson) определила, что очаг распространения технологии строительства мегалитов был один и что дальнейшее «странствие» по Европе каменных сооружений происходило в три этапа. Исследователь использовала статистические инструменты, чтобы определить модель, которая лучше всего объясняет происхождение и распространение 154 датированных мест мегалитов. Ее расчеты основаны на результатах 2410 радиоуглеродных анализов. Некоторые места включали в себя предполагаемые «прототипы» мегалитов: небольшие могилы из каменных глыб, врытых в землю, или большие земляные памятники.

Самые ранние мегалитические могилы состояли из двух или более стоящих камней, увенчанных третьим камнем или насыпью земли. По словам исследователя, этот стиль строительства распространился с северо-запада Франции вниз по атлантическому побережью до Средиземного моря 6800-6000 лет назад. Большие земляные могилы без камней были построены незадолго до появления мегалитов и появляются только на северо-западе Франции. Поэтому этот регион можно считать вероятным местом рождения мегалитических могил, убеждена ученый.

Шульц Паулссон считает, что второй тип мегалитов приобрел широкую популярность 6000-5500 лет назад. Тысячи «проходных могил», состоящих из узкого каменного прохода, соединенного с одной или несколькими погребальными камерами, покрытыми землей или камнем, были построены на участках вдоль побережья Португалии, Испании, Ирландии, Англии, Шотландии, Франции и Скандинавии. По словам археолога, морские путешественники, курсирующие по установленным торговым путям, должны были соединить эти районы и распространить новые веяния в погребальной практике.

Наконец, около 5500 лет назад «проходные могилы» достигли Скандинавии и северной части центральной Европы, и другие мегалитические сооружения распространились на прибрежных участках. Массивные валуны были подняты в Стоунхендже на юго-западе Англии около 4400 лет назад.

[Фото: B. SCHULZ PAULSSON/Science News]