Первые деревья росли за счет расщепления волокон ствола. Такое открытие сделали палеоботаники из Китая и Великобритании, под руководством профессора Сюй Хун-Хэ (Xu Hong-He) из Нанкинского института геологии и палеонтологии. Статью об этом, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, пересказывает сайт журнала Science.

Хорошо сохранившиеся окаменелые ископаемые останки деревьев возрастом 393-372 млн лет были найдены в северо-западной китайской провинции Синьцзян в 2012 год. Новооткрытым растениям дали родовое название кладоксилопсиды (лат. Cladoxylopsidae).

Реконструкция показала, что наземная часть тела кладоксилопсид состояла из высокого (до 12 м) ствола, увенчанного на конце пучком листьев  — как современные пальмы. Что самое важное, хорошая сохранность окаменелостей позволила реконструировать внутреннюю 3D-структуру ствола  — и она оказалась чрезвычайно интересной.

Основу ствола современных растений составляет цилиндрический слой идущих параллельно жестких вертикальных, волокон, служащих одновременно сосудами, которые доставляют воду от корней к другим частям растения. Когда растение растет, этот цилиндр расширяется, благодаря тому, что с внешней стороны появляются новые волокна ксилемы, нарастая годичными кольцами. Промежутки между волокнами заполняют мягкие ткани.

У кладоксилопсидов все было иначе: волокна ксилемы перекрещивались и сплетались друг с другом (в промежутках опять же была мягкая ткань). Зоны роста кольцами окружали каждую колонну волокон; расширяясь, они раздвигали и разрывали мягкие ткани. Ствол при этом так же утолщался, однако процесс разрыва и заживления мягких тканей был гораздо более «травматичным». Фактически, дереву приходилось постоянно «ремонтировать» себя.

«Удивительно, что древнейшие деревья имели в то же время и самую сложную стратегию роста»,  — прокомментировал Кристофер Берри (Christopher Berry) палеонтолог из Кардиффского университета в Великобритании, помогавший анализировать останки кладоксилопсидов.

Это открытие помогает пролить свет на ранее малоизученные аспекты эволюции растений.

Научная Россия регулярно пишет о новых открытиях палеонтологов, в том числе российских. Например, о найденном в Ульяновской области «ленинозавре» и обнаруженном в Республике Коми «кладбище» пещерных медведей.