Биологи из Бристольского университета (Великобритания) нашли ответ на вопрос, как пауки могут перелетать на большие расстояния в безветренную погоду. Об этом они сообщили в статье, опубликованной в журнале Current Biology.

Аэродинамические возможности пауков заинтриговали ученых ещё сотни лет назад. Сам Чарльз Дарвин размышлял о том, как множество членистоногих смогли сбежать с корабля «Бигль», на котором ученый отправлялся в кругосветное путешествие, в спокойный день в море и затем взлететь с судна на большой скорости в безветренный день. Летают эти бескрылые членистоногие на «воздушных шарах» из паутины, которые могут переносить пауков на тысячи миль. Сам "шар" лететь, конечно, не может – для этого ему нужен ветер. Однако бывали случаи, когда пауки летели на «воздушном шаре» и в безветренную, пасмурную и даже дождливую погоду. Тут сразу возникает вопрос: как пауки взлетают с низким уровнем аэродинамического сопротивления?

Биологи из Бристольского университета считают, что нашли ответ. «Многие "воздушные шары" пауков "сшиты" из нескольких нитей шелка в форме, подобной вееру, что предполагает, что в нем должна отражаться электростатическая сила», – объясняет ведущий исследователь доктор Эрика Морли (Erica Morley), эксперт по биофизике сенсорных систем.

Решение этой загадки природы может скрываться в атмосферном электричестве. Эта совокупность электрических явлений и электрические поля, которые «обволакивают» все тела и частицы, обладающие электрическим зарядом, могут быть обнаружены насекомыми. Например, шмели улавливают электрические сигналы цветов маленькими вибрирующими волосками на их теле, которые передаются нервной системе насекомых. Благодаря этому они понимают, где находятся цветы. Помимо шмелей, «видят» электрические поля также пчелы и другие насекомые. Теперь этот список пополнили и пауки.

В последнем исследовании, ученые из университета Бристоля провели эксперимент с пауками из семейства линифиидов (Linyphiid). Они управляли лабораторным электрическим полем, которое количественно было эквивалентно полю в атмосфере. Исследователи заметили, что паук реагировал на изменение работы поля: когда его выключали, пауки двигались наверх, а когда выключали – вниз. Тем самым ученые доказали, что пауки могут переноситься в воздухе при отсутствии ветра под воздействием электрических полей. Это открытие может дать новое представление о том, как пауки распространяются в мире.

Цитата из книги Чарльза Дарвина «Путешествие натуралиста вокруг света на корабле "Бигль"»:

«Наблюдая нескольких паучков, каждый из которых висел на отдельной нити, я несколько раз замечал, что легчайшее дуновение ветерка уносит их из виду в горизонтальном направлении. В другой раз (25-го [ноября 1832 г.]) я при сходных обстоятельствах еще раз наблюдал тот же вид маленьких паучков: будучи положены на какое-нибудь возвы-шеньице или взобравшись туда, они приподымали брюшко, выпускали нить, а затем уносились в горизонтальном направлении, но с какой-то совершенно непостижимой быстротой. Мне казалось, будто я различаю, как паучок, прежде чем начать описанные выше подготовительные действия, связывает свои ноги тончайшими нитями, но я не уверен в точности этого наблюдения.

[Фото: Phys.org]