Генетики из университета Джорджа Вашингтона (США), под руководством Арно Мартина (Arnaud Martin) открыли ключевой ген, отвечающий за разнообразие рисунков на крыльях бабочек. Статью об этом, опубликованную в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, пересказывает сайт New Scientist.

В центре внимания ученых оказался ген WintA. Удалив его из ДНК нескольких видов бабочек с помощью технологии CRISPR/Cas9, ученые пронаблюдали затем за полным циклом развития этих насекомых. Различия обнаружились на стадии бабочек: вылупляясь из коконов, они имели хаотичные рисунки на крыльях, отличающиеся от тех, которые свойственны их видам. Причем предсказать, в какую именно сторону изменится рисунок, ученые не могли.

Таким образом, можно сделать вывод, что WintA играет ключевую роль, контролируя формирование рисунка на крыльях, специфического для данного вида бабочек. Это имеет важное значение для любого из ныне живущих примерно 20 тыс. видов этих насекомых: рисунки на крыльях помогают им привлекать половых партнеров, маскироваться от хищников или отпугивать их.

Впрочем, имеют полученные результаты и еще более важное значение, для наук о жизни в целом. «Наше исследование носит фундаментальный характер: это попытка лучше понять, как и почему мы эволюционируем, — сказал Мартин. — Изначально крылья бабочки представляют собой “чистый лист”, на котором группы клеток развиваются в рамках определенного паттерна. Аналогично формируется и наша анатомия. Например, мозга — чтобы сформировать очень сложный мозг, нужны паттерны развития, и мы пока не знаем, откуда они берутся. Бабочки могут помочь пролить свет на этот вопрос».

Научная Россия регулярно сообщает о новых важных открытиях генетиков. Так, ранее в этом году ученым удалось выделить сети генов, отвечающих за приспособление растений к засухам и холодам. А в прошлом году генетики открыли семь ключевых генов, влияющих на размер человеческого мозга.