По мнению ученых, острое обоняние лемуров и других животных способствовало эволюции ароматов спелых фруктов, - пишет sciencenews.org со ссылкой на Science Advances.

Эволюционный эколог Омер Нево из Университета Ульма в Германии считает идею крайне простой и логичной. Растения могут использовать аппетитные запахи, чтобы заманить животных съесть фрукты и распространить семена. Но являются ли эти запахи рекламой или плоды просто так пахнут, когда созревают?

Ученые считают, что некоторые виды дикого инжира и других фруктов на восточном Мадагаскаре имеют сильный запах зрелости, который, видимо, эволюционировал, чтобы привлекать животных. Также было выяснено, что сильным уникальным запахом обладают фрукты, которые употребляют лемуры с их чувствительными носами. Если фрукт полагается в деле рассеивания семян на птиц с их острым цветным зрением, то он скорее имеет особенный вид, а не запах.

Ранние исследования уже изучали запах инжира. Но для более широкого взгляда Нево и его коллеги решили проанализировать ароматы 25 других видов фруктов, а также пяти видов инжира. Все они произрастали в диких условиях в горных тропических лесах на востоке Мадагаскара.

Исследователи классифицировали 19 растений, которые поедают краснобрюхие и другие местные лемуры. Большинство этих лемуров имеют красно-зеленый цвет, не позволяющий легко находить зрелый плод среди листвы. Но исследователи, следящие за некоторыми лемурами, питающимися при дневном свете, заметили, что обнюхивание плодов было для них большим преимуществом.

Нево считает, что запахи лемурам нужны не для того, чтобы найти богатое плодами дерево, а для того, чтобы определить можно ли есть конкретный плод. Животные, поднимающиеся по дереву, часто нюхали плоды, прежде чем кусать их.

Ученые выбрали фрукты - 434 незрелых и 428 спелых - и проанализировали их запахи. Запахи оказались сложными, с примесями в общей сложности 389 соединений. Некоторые ингредиенты слышались сильно и очевидно, другие плавали в воздухе только легкими следами.

Исследователи пришли к выводу, что у плодов, которые поедают лемуры, запах спелости был более чем в два раза сильнее, чем у других фруктов. Это нужно для того, чтобы животное с острым обонянием точно могло понять, что фрукт созрел.

Напротив, растения, которые полностью или частично употреблялись птицами, имели плоды, которые не сильно менялись в запахе. Химический состав их ароматов не изменялся во время созревания. Для птиц и других животных, которые съедали созревшие плоды этих деревьев, аромат не был подсказкой спелости.

Нево пришел к выводу, что обоняние животных, питающихся фруктами, в том числе предков людей, сыграло определенную роль в эволюции запахов плодов.

Ученые выдвинули гипотезу, что запах листьев мадагаскарских растений мог эволюционировать, чтобы наоборот отталкивать некоторых животных, в том числе лемуров, сигнализировать «не ешь меня» в противоположность запаху плода, который словно призывает «съешь меня сейчас».