Франк Мовэ-Жарви (Franck Mauvais-Jarvis) из Тулейнского университета и его коллеги из Университета Калифорнии в Лос-Анжелесе, утверждают, что для повышения качества медицинских исследований необходимо учитывать гендерную принадлежность участников экспериментов и испытаний. Подробно свои взгляды авторы изложили в статье, опубликованной в журнале Cell Metabolism.

За последнее десятилетие многие лекарства, которые были отозваны из продажи, были сняты потому, что они действовали на женщин сильнее, чем на мужчин. Оказывается, исследования, которые вывели эти лекарства на рынок, были разработаны с использованием только мужских клеток и животных. По мнению авторов статьи, это распространенная ошибка, которую пора исправлять.

«Нам действительно нужно изучать оба пола, — сказал доктор Мовэ-Жарви, профессор эндокринологии Медицинской школы Университета Тулана. —Ориентация на един пол угрожает ограничить влияние результатов исследований, поскольку результаты могут иметь отношение только к половине населения».

Не так давно Национальные институты здравоохранения (США) признали половую принадлежность как биологическую переменную, включив оба пола в доклинические исследования. Однако пока имеется недостаточно практики разработки доклинических испытаний, вполне учитывающих гендерные различия в основных биологических механизмах. В статье излагаются причины возникновения гендерных различий в исследовательских моделях и методы, позволяющие эти факторы учитывать.

Цель авторов — помочь исследователям осознать, что гендерные различия — это не просто не слишком значимый аспект исследования, который учитывает разные наборы гормонов. По их мнению, мужчины и женщины — это две разные биологические системы.

«Гендерные различия лежат в основе механизма возникновения биологических признаков и болезней, — сказал Мовэ-Жарви. — Мы считаем, что включение должным образом разработанных исследований гендерных различий в обмене веществ и других областях ускорит получение новых знаний и повысит нашу способность лечить болезни. Это основа точной медицины».

[Фотография: Paula Burch-Celentano/Tulane University]