Группа ученых из США, Германии и Хорватии представила результаты исследования, показывающего, что некоторые гены активизируются уже после биологической смерти организма и остаются активными еще несколько дней. По тому, какая РНК содержится в организме, можно установить время его смерти. О результатах исследования рассказывает материал на сайте журнала Science.

Эксперименты проводились на лабораторных мышах и рыбках данио, после смерти особей ученые в течение нескольких суток брали пробы тканей и изучали экспрессию генов, отслеживая процессы в матричной РНК. Активность большинства генов после смерти сходила на нет, но некоторые из них, наоборот, активность усиливали спустя несколько часов и даже суток после смерти. Авторы статьи насчитали в общей сложности у рыб и мышей 1063 таких гена, и этот набор назвали танатотранскриптомом.

Результаты исследования могут быть полезны, например, в криминалистике — для создания методов точного определения времени смерти вплоть до часа и минуты, чтобы бывает в некоторых случаях необходимо для выяснения картины преступления.

Кроме того, был получен результат, важный для трансплантологии. Выяснилось, что примерно через сутки после смерти активизируется много генов, ответственных за развитие раковых опухолей. Возможно, именно поэтому, поскольку в изъятом у донора органе уже начался этот процесс, пациенты после транплантации органов чаще страдают от онкологических заболеваний.