Неандертальцы собирали раковины моллюсков и вулканические породы с пляжей и из прибрежных вод на территории современной Италии в годы среднего палеолита. Согласно исследованию, опубликованному в журнале PLOS ONE, найденные материалы они использовали как инструменты. Новость появилась на портале EurekAlert!.

Исследователи из Колорадского университета (США) изучили артефакты, найденные в пещере Гротта дей Мосцерини в Италии, среди которых – множество обработанных вручную раковин моллюсков возрастом около 100 000 лет назад.

Авторы исследовали 171 раковину, большинство из которых служили неандертальцам скребками. Все эти раковины относятся к средиземноморскому виду гладких моллюсков Callista chione. Основываясь на состоянии сохранности раковин, включая повреждение раковин и образование на них оболочек морскими организмами, авторы пришли к выводу, что почти четверть раковин была собрана с морского дна, а не была найдена на пляже. В тех же пещерных отложениях авторы обнаружили большое количество пемзы. Ее, вероятно, использовали как абразивный инструмент, для обработки поверхности других материалов. Эти вулканические породы, по-видимому, дрейфовали через морские течения от вулканов в Неаполитанском заливе на пляж Мосцерини, где их уже подбирали неандертальцы.

Эти данные дополняют список доказательств того, что неандертальцы в Западной Европе ныряли под воду за ценными ресурсами еще до того, как Homo sapiens начал эту практику. Авторы также отмечают, что инструменты-ракушки были в изобилии в слоях отложений, в которых было мало камня, поэтому можно предположить, что неандертальцы были вынуждены найти другой ресурс для создания инструментов в то время, когда каменных материалов не хватало (хотя также возможно, что раковины моллюсков использовались потому, что у них есть тонкая и острая режущая кромка и ее качество легко поддерживать повторной заточкой, в отличие от кремневых инструментов).

[Фото: VILLA ET AL., 2020]