У некоторых видов креветок есть сверхмощное оружие: щёлкая своими клешнями, они создают пузыри, которые генерируют плазму и выпускают ударные волны, которые оглушают добычу, пишет Science News. Ученые воспроизвели это явление, используя копию клешни, напечатанную на 3D-принтере. Подробное описание эксперимента дано в журнале Science Advances.

Конечно, для креветок создавать плазму – последнее дело. С помощью своего «оружия» эти крохотные ракообразные стремятся себя прокормить. Когда Alpheus formosus и родственные им виды креветок щелкают клешнями, от них быстро отходит струя воды. Этот быстро движущийся поток создает пузырь, который затем лопается. Коллапс пузыря создает ударную волну, а также экстремальные давления и температуры – до тысяч градусов по Цельсию, – что приводит к образованию плазмы – ионизированного газа, который содержат свободные электроны и положительные и отрицательные ионы.

Чтобы проверить, как работает природный механизм, ученые напечатали копию клешни креветки, в пять раз превышающую оригинал. При этом искусственная клешня захлопывается с той же скоростью, что и настоящая. С помощью метода высокоскоростную визуализацию исследователи смогли наблюдать пузыри, которые создала клешня, и тусклые вспышки света, связанные с плазмой. Сейчас исследователи изучают, можно ли с помощью такого метода обеззараживать воду плазмой, которая способна убивать патогенные микроорганизмы.

[Фото: CHRISTIAN GLOOR/FLICKR/SCIENCE NEWS]