Группа генетиков из Юго-Восточной Азии, под руководством Бин Теана Теха (Bin Tean Teh) из Сингапурского национального университета секвенировала (расшифровала) геном дуриана (Durio zibethinus). Это, в частности, помогло разобраться в происхождении отталкивающего запаха, которым «славятся» в целом весьма вкусные плоды этого растения. Статья по результатам этого исследования опубликована в журнале Nature.

Запах плодов дуриана пробовавшие их люди описывают как смесь «гниющего лука, тухлых яиц и серы». Оказалось, что дело действительно в наборе генов, кодирующих синтез летучих серосодержащих соединений. Копий этих генов в геноме D. zibethinus в несколько раз больше, чем в ДНК хлопка и какао, которые в остальном оказались к дуриану очень близки.

Что интересно, экспрессия одного из ключевых «вонючих» генов, отвечающего за синтез дисульфидов, резко увеличивается при созревании плодов. В зрелом плоде дуриана активность этого гена в 2000 выше, чем в незрелом. Один из соавторов исследования, тропический Ахимса Кампос-Арсеиз (Ahimsa Campos-Arceiz) из малазийского филиала университета Ноттингема (Великобритания) полагает, что это нужно растению для привлечения его главных опылителей — островных летающих лисиц (Pteropus hypomelanus).

«Дурианы развили у себя такой сильный и далеко распространяющийся запах, чтобы обозначить наличие спелых плодов и привлечь животных, плотность которых в дождевых тропических лесах крайне мала», — объяснил ученый. Под редкими животными он при этом понимает не только летучих лисиц, но и слонов, которые тоже с удовольствием поедают спелые плоды дуриана и разносят таким образом его семена.

Ожидается, что расшифровка генома дуриана также поможет выделить из него гены, отвечающие за устойчивость растения к болезням и засухам. А также поможет аграриям Юго-Восточной Азии более уверенно разбираться в 200 с лишним разных сортах этого фрукта — что важно, поскольку продаются они по разной цене. (Кстати, анализ показал, что «вонючие» гены активнее всего у дуриана сорта Musang King.)

Напомним, ранее ученым уже удалось расшифровать геном арбуза и даже древнего початка кукурузы, выращенного в Мексике 5000 лет назад. Последнее достижение помогло пролить свет на историю одомашнивания этого важнейшего культурного растения.