Новости науки на портале «Научная Россия»

На реакторе ТПУ получили первую опытную партию отечественных «чистых» изотопов лютеция для противораковой терапии

Все получаемые в мире изотопы лютеция-177 производят с примесью лютеция-176м, который испускает жесткое гамма-излучение и затрагивает здоровые ткани в организме пациента. Томским ученым удалось получить «чистый» лютеций-177

На исследовательском реакторе Томского политехнического университета наработана первая опытная партия трихлорида лютеция-177 — крайне эффективной основы для терапевтических радиофармпрепаратов. Все получаемые в мире изотопы лютеция-177 производят с примесью лютеция-176м, который испускает жесткое гамма-излучение и затрагивает здоровые ткани в организме пациента. Томским ученым удалось решить сложнейшую задачу и получить «чистый» лютеций-177 без вредных примесей из другого исходного материала. Опытная партия уже отправлена на стороннюю экспертизу и сертификацию в Центр молекулярных исследований (Москва).

Препараты на основе лютеция-177 крайне эффективны. Их применяют в лечении опухолей костных тканей и внутренних органов.

«177-й лютеций хорош тем, что это мягкий бета-излучатель, он точечно воздействует на пораженные раком клетки. Его используют в передовых клиниках Германии и Израиля. Но проблема в том, что его получают из лютеция-176. И эту примесь невозможно удалить. Мы пошли другим путем, мы используем другой исходный элемент — иттербий-176. На нашем реакторе мы его сначала облучаем до иттербия-177, он испытывает бета-распад, и получаем лютеций-177. И у нас есть возможность отделить иттербий от лютеция. Их отделение происходит в несколько стадий, и вот здесь наше ноу-хау, так как там очень много тонкостей, которые нам удалось реализовать», — говорит заведующий научной лабораторией изотопного анализа и технологий ТПУ Игорь Шаманин.

По словам ученых, это первая опытная партия лютеция-177 в России, полученная с помощью подобных технологий.

«Сейчас во время экспертизы наш трихлорид лютеция-177 проверяют по его химическим, физическим свойствам. Чтобы дойти до конечного потребителя, до применения в больницах, он должен еще пройти доклинические и клинические исследования», — отмечает Игорь Шаманин.

Отметим, реактор Томского политеха — это единственный действующий вузовский ядерный реактор в России, он включен в перечень уникальных научных установок. Одно из важнейших направлений научных исследований на реакторе — это ядерная медицина. Благодаря такой мегасайнс-площадке Томский политех является одним из ведущих российских центров разработки и производства радиофармпрепаратов — лекарственных средств, содержащих радиоизотопы. Их применяют при диагностике и лечении онкологических заболеваний.

Пресс-служба ТПУ