Зоологи из университета Хельсинки (Финляндия) выяснили, что муравьи в дикой природе умеют успешно лечить себя с помощью специфического «медицинского препарата». Это первый подобный случай, зафиксированный у насекомых. Статью финских ученых, опубликованную в журнале Evolution, пересказывает газета Independent.

Наблюдения показали, что муравьи, инфицированные грибком Beauveria bassiana, начинают есть перекись водорода (H2O2). Для здоровых муравьев это вещество является ядом и убивает их в 20% случаев. Но у больных муравьев H2O2, напротив, сокращает смертность на 15%.

Причем муравьи не только понимают, что больны, и знают, чем нужно лечиться — что само по себе уже удивительно и пока необъяснимо — но, к тому же, еще и в состоянии регулировать дозу. Если их организм сильно инфицирован грибком, перекись водорода может занимать до половины их рациона. Если болезнь не столь запущена, доза меньше.

«До сих пор непонятно, как муравьи осознают, что они инфицированы, однако очевидно, что они соответствующим образом изменяют свое поведение», — сказал Ник Бос (Nick Bos), один из авторов исследования.

Ранее было также замечено, что умирающие муравьи стараются отойти подальше от гнезда, чтобы не отойти в мир иной рядом с ним.

Доктор Дэвид Бараччи (David Baracchi) из Королевского университета Лондона, комментируя работу коллег, заметил, что у социальных насекомых болезни легко распространяются в пределах колонии. «Так что естественно, что они в процессе эволюции выработали у себя удивительные механизмы для борьбы с этими болезнями, включая самолечение».

Бараччи также предположил, что самолечение может быть распространено в животном мире шире, чем до сих пор считалось — так, недавно оно было обнаружено у овец.

Возвращаясь к муравьям, заметим, что в последнее время ученые открыли у них много удивительных способностей. Оказалось, что разные их виды чистят свои антенны специальными «щетками» на передних ногах, используют против грибов химическое оружие, прыгают при помощи своих мощных челюстей и спасаются от жары в Сахаре благодаря усеивающим их тело серебристым волоскам.