Археолог Марко Шерин (Marco Cherin) из университета Перуджи (Италия) и его коллеги исследовали знаменитые следы древнего человека, найденные в местности Лаэтоли (Танзания). Новые разыскания показывают, что они оставлены не тремя, как предполагалось ранее, а пятью представителями человека вида Люси (австралопитека афарского). Ученые считают, что они могли принадлежать мужчине и его женам. Результаты исследования опубликованы в журнале eLife.

Новое открытие сделано случайно. Перед началом строительства музея в Лаэтоли местные власти попросили Фиделиса Масао (Fidelis Masao), исследователя из университета Дар-эс-Саламе (Танзания) изучить возможное воздействие строительных работ на ценный экспонат возрастом 3,66 млн лет. Масао и его коллеги произвели дополнительные раскопки, чтобы получить лучшее представление о геологии слоя, в котором были обнаружены следы. Ученые выяснили, что один из участков содержит новые следы — и к работе подключились археологи.

Поначалу исследователи обнаружили 13 отпечатков, принадлежащих взрослому человеку (условное название S1) и характерные отпечатки, принадлежавшие меньшему (S2). После того, как вся область была раскопана, ученые увидели, что здесь может быть более 50 отпечатков, принадлежащих S1.

По всей видимости, все люди шли в одном и том же направлении и с одинаковой скоростью.

В 1970-е, когда следы были обнаружены, было решено, что они принадлежат одной семье — двум взрослым и одному несовершеннолетнему.

Новое исследование показывает, что на месте присутствовало больше взрослых, в том числе особи, которая была намного больше остальных — личности S1. Это породило новую гипотезу о социальных группах австралопитека афарского.

«Вероятно, они были похожи в некоторых отношениях на наших ближайших “кузенов” — горилл: с одним доминирующим самцом в сопровождении своих самок и их потомства», — сказал Джорджо Манци (Giorgio Manzi), исследователь, принимавший участие в работе.

Однако в других отношениях австралопитеки могли бы отличаться от горилл. В 2011 году исследование изотопов в ископаемых останков зубов, которое позволяет выявить, где человек вырос, показало, что женщина, названная Люси, оставила свою группу, чтобы примкнуть к новой. В отличие от горилл, где в «самостоятельное плавание» чаще, как правило, уходят самцы, похоже, у австралопитеков, новые «ячейки общества» формировали женщины.

Ученые пока не пришли к единому мнению относительно вопроса о походке древнего человека. Некоторые из них считают, что походка австралопитеков могла бы показаться нам немного странной.

Одним из примечательных фактов, установленных в ходе новых раскопок, стал размер стопы S1 — 26 см в длину — 3,5 см в толщину. Ученые полагают, что его рост мог достигать 1,65 м, что сопоставимо с современными людьми. Однако и здесь нет полной уверенности.

Тем не менее, Уильям Юнгерс (Jungers) из медицинской школы Стони Брук в Нью-Йорке (США), говорит, что мы должны относиться к этой цифре с осторожностью. Кости австралопитека — большая редкость, и до сих пор точно не известно, имел ли он те же пропорции тела, что и мы.

Исследовательская группа планирует вернуться в местность Лаэтоли в середине будущего года.

Читайте также на портале Научная Россия о трагедии седой древности — Люси могла погибнуть, упав с дерева.