Каждый из нас стремится к небу – этому воздушному голубому океану, недостижимому, бескрайнему, таящему в себе множество загадок и тайн. Небо восхищало и интересовало человека во все времена, но никогда не подпускало к себе слишком близко, не давало прикоснуться к себе и узнать свои секреты. И только те смельчаки, которые не побоялись его гнева, опьяненные жаждой знаний и возможностью обуздать гравитацию, оседлали железных птиц и устремились к небу. А сегодня это может сделать почти каждый из нас. Все это – благодаря выдающимся конструкторам, ученым и исследователям, открывшим простому человеку путь не только к небу, но и в космос. Об этом и не только рассказывает своему посетителю Московский авиационно-космический салон – МАКС 2017. 

МАКС-2017 уже по традиции расположился в подмосковном Жуковском. В этом году он проходит с 18 по 23 июля и обещает стать одним из самых значимых событий года. Здесь каждый может стать ближе к небу – увидеть различные модели самолетов, осмотреть их и изучить как снаружи, так и внутри, насладиться выступлениями пилотажных групп, выполняющих в небе различные фигуры и рисующих самые неожиданные картины на воздушном холсте, лично пообщаться с конструкторами, летчиками и космонавтами, которым таки удалось посмотреть на землю с другого ракурса. 

В этом году авиасалон отмечает юбилей – 25 лет со дня образования. За прошедшие десятилетия МАКС получил заслуженное международное признание, вошел в число ведущих авиационно-космических выставок. Мало кто знает, что МАКС – это не только грандиозное авиационное шоу, не только выставка летательных - авиационных и космических -аппаратов, но и место, где подписываются важнейшие соглашения о сотрудничестве, где решается будущее не только российской авиационной и космической отрасли, но и мировой. 

Одним из важнейших событий этого года стало подписание контракта на поставку самолетов Sukhoi Superjet 100 компании «Аэрофлот». Многие интересующиеся гражданской авиацией и просто любители путешествовать самолетом давно ждали этого события: уже совсем в скором времени компания «Аэрофлот» позволит нам лично оценить новую модель гражданского самолета, выпущенного российской компанией «Гражданские самолеты Сухого». 

У «Сухого» множество преимуществ в сравнении с дуаполистами Boeing и Airbus. Во-первых, салон самолета отличается увеличенным пространством, а также самым широким проходом багажных полок в расчете на пассажира. Высота салона – 2,12 метра. Такое увеличение размеров салона позволит многим людям, которые до этого боялись летать, все же сесть на борт и начать путешествовать – ведь именно маленькие салоны и ощущение замкнутого пространства не дают людям, страдающим клаустрофобией, возможности летать на самолете. 

Во-вторых, разработчики наградили свою модель усовершенствованным метеорадиолокатором IntuVue RDR4000 для использования передовых методов обнаружения погодных явлений и предупреждений об опасности, включая град, молнию, сдвиг ветра и турбулентность. «Сухой» также оснастили самой компактной и легкой инерциальной навигационной системой (IRS) в отрасли с самым низким энергопотреблением. В системе Laseref V применен высокоэффективный кольцевой лазерный гироскоп для улучшения характеристик инерциальной навигации и предоставления объединенных данных GPS/IRS. 

И это еще не все преимущества «Сухого»! Российскую модель пассажирского самолета оценили не только на родине, но и за рубежом: так, эксплуатантами «Сухого» стали компании «Cityjet», «Королевские ВВС Таиланда», «Interjet». Самолеты также поступили на службу в МЧС России. 

Интересными новинками богат и выставочный комплекс салона. Первым на входе на территорию авиасалона нас встречает Ил-76 – огромный, модернизированный транспортник, под крыльями которого ловко скрылись подвески для бомб. 39 таких гигантов должны поступить на службу уже к 2020 году.

Объединенная авиастроительная корпорация показала макет пассажирского самолета МС-21. Пока что этот среднемагистральный среднефюзеляжный самолет существует всего в одном экземпляре, но после первых полетов, совершенных в мае 2017 года, на него стали возлагать большие надежды, и уже к концу этого года планируется начать масштабное производство МС-21.

Главный военный экспонат салона в этом году – МиГ-35. Он был разработан для нанесения точечных ударов высокоточным оружием по наземным и надводным целям. К 2020 году такие самолеты уже поступят на вооружение. Гостям также показали самолеты, успешно ведущие российские военные операции в Сирии. Среди них – истребитель Су-35 и бомбардировщик Су-34, а также палубный истребитель МиГ-29К.

Но не только самолетами богат МАКС-2017. Одной из самых посещаемых экспозиций на МАКС-2017 стал салон «Роскосмоса». Здесь были представлены макеты космической техники, передовые разработки отечественной ракетно-космической промышленности. Особое внимание публики привлекли знаменитые ракеты-носители «Союз-2» и «Протон-М». Последний был запущен в 2016 году с космодрома Байконур к Марсу, тем самым дав старт миссии «ЭкзоМарс-2016». Это был лишь первый этап запланированной Россией и Европой программы изучения Солнечной системы. 

О следующем шаге в этой миссии – «ЭкзоМарсе-2020» - представители «Роскосмоса» подробно рассказывали всем интересующимся. Так, в июле-августе 2020 года планируется доставить на поверхность Марса уникальную российскую посадочную платформу с европейским автоматическим марсоходом на борту. Предполагается, что в марте 2021 года связка аппаратов «ЭкзоМарс-2020» прибудет к Красной планете и совершит посадку. Функционирование станции-ретранслятора должно завершиться к 2022 году. 

Яркий интерес публики вызвала представленная «Роскосмосом» установка «Луна Глоб». Как отметили представители компании, первоочередной задачей сейчас является глубокое изучение Луны. Обнаружение замерзшей воды под лунным реголитом в приполюсных районах вывело изучение Луны на новый уровень. Луна может использоваться как полигон для старта межпланетных миссий, в том числе и с участием человека. 

Именно поэтому так важно начать ее серьезное изучение, для чего и был создан «Луна Глоб» – в 2019 году аппарат отправится на спутник Земли и пробудет там не меньше года. «Роскосмос» также рассматривает возможность отправки после 2025 года космических аппаратов «Луна-Грунт» для доставки на землю лунного полярного грунта и «Луна-Ресурс-2», который доставит на поверхность спутника Земли луноход. 

Свои экспозиции на авиасалоне также представили российские вузы. Среди них и Московский университет, уже не первый раз принимающий участие в выставке. В первые дни авиасалона на экспозиции лично присутствовал ректор МГУ Виктор Садовничий и рассказывал об успехах и новых проектах университета. МГУ представил посетителям различные разработки, созданные его студентами и сотрудниками.

Изюминкой университетских  разработок стал проект самолета, с помощью которого можно будет готовить летчиков и космонавтов к полетам. Пока что проект существует только в виртуальной реальности, но даже в таком виде он отлично справляется со своими задачами. Любой желающий мог испробовать ее работу на себе – недалеко от своей экспозиции сотрудники МГУ разместили небольшой павильон в виде белого шара. Это и есть виртуальная установка. Каждый посетитель выставки с ее помощью мог почувствовать себя космонавтом, перед которым стоит сложная задача – пристыковаться к МКС.

Также Московский университет представил макеты спутников «Татьяна» и «Ломоносов», которые были запущены на орбиту в 2005 и 2016 годах соответственно. Специалисты МГУ познакомили гостей с последними разработками в области композитных материалов для авиации, учебными ракетами для сбора статистических данных, а также с масштабной моделью ускорителя элементарных частиц для исследования в области фундаментальной физики. 

Возможность похвастаться своими разработками на МАКС получили не только ведущие компании и сотрудники лучших вузов, но и дети. Специальная экспозиция «От винта!», которая проходит на МАКС уже в шестой раз, собрала на своей территории будущих ученых, инженеров и конструкторов. Здесь не взрослые объясняют детям устройство тех или иных аппаратов, а наоборот – дети взрослым. Разработки сегодняшних школьников почти не уступают проектам ведущих машиностроительных компаний. Эта выставка в очередной раз доказала, как интересна наука детям и каких высот может достичь в ней человек любого возраста. 

Конечно, главным представлением салона стали выступления пилотажных групп. На МАКС в этом году выступали как российские, так и иностранные пилоты. Небо над выставкой во время полетов окрашивалось в различные цвета, уши болели от шума двигателей, а глаза наслаждались невероятной красотой, которую создавал в небе человек. И каждый в этот момент осознавал, какой красивой может быть наука, такая сложная и, на первый взгляд, непостижимая, как и само небо, но такая красивая!