Новый крылатый робот, разработанный голландскими биоинженерами, помогает объяснить, почему плодовую мушку так тяжело прихлопнуть. «Искусственная муха» описана в журнале Science.

Ученые задавались вопросом, как эти крошечные «пилоты» умудряются совершать такие быстрые повороты, но исследователи не смогли проверить все свои идеи, контролируя настоящих насекомых или используя роботы, «привязанные» к насекомым. Свободный робот, созданный по образу мухи, стал для исследователей удачной альтернативой. Подобный бот с различными стратегиями управления полетом и сравнение его движения с реальными полетами насекомых помогли выявить, какие техники используют мухи и другие насекомые для «воздушной акробатики».

Новый робот может контролировать, насколько сильно он поворачивается или отклоняется влево или вправо путем точной регулировки скорости разворота и наклона крыльев. Бот достаточно проворный: он разгоняется до скорости 25 километров в час, чтобы совершить воздушное сальто.

Биоинженеры из Технологического университета Делфта в Нидерландах использовали робота для исследования того, как плодовые мухи выполняют быстрые повороты. Исследователи подозревали, что насекомое не делает эти виражи в воздухе, специально поворачиваясь налево или направо. Согласно их теории, муха просто поворачивается в одну сторону и «дергается» вперед или назад. Их эксперименты с ботом поддержал эту теорию. Когда команда запрограммировала робота на то, чтобы он повернулся и «дернулся», без определенного направления – направо или налево, – движение бота оказалось очень похожим на движение реальных мух.

Этот размахивающий крыльями робот может также помочь изучить методы полета других насекомых и даже птиц – например, шустрых колибри. Также его можно использовать для поисково-спасательных работ или опыления растений в теплицах.

[Фото: Science]