Новости науки на портале «Научная Россия»

Летающий робот помог раскрыть секреты воздушных маневров плодовых мух

Новый крылатый робот, разработанный голландскими биоинженерами, помогает объяснить, почему плодовую мушку так тяжело прихлопнуть. «Искусственная муха» описана в журнале Science.

Ученые задавались вопросом, как эти крошечные «пилоты» умудряются совершать такие быстрые повороты, но исследователи не смогли проверить все свои идеи, контролируя настоящих насекомых или используя роботы, «привязанные» к насекомым. Свободный робот, созданный по образу мухи, стал для исследователей удачной альтернативой. Подобный бот с различными стратегиями управления полетом и сравнение его движения с реальными полетами насекомых помогли выявить, какие техники используют мухи и другие насекомые для «воздушной акробатики».

Новый робот может контролировать, насколько сильно он поворачивается или отклоняется влево или вправо путем точной регулировки скорости разворота и наклона крыльев. Бот достаточно проворный: он разгоняется до скорости 25 километров в час, чтобы совершить воздушное сальто.

Биоинженеры из Технологического университета Делфта в Нидерландах использовали робота для исследования того, как плодовые мухи выполняют быстрые повороты. Исследователи подозревали, что насекомое не делает эти виражи в воздухе, специально поворачиваясь налево или направо. Согласно их теории, муха просто поворачивается в одну сторону и «дергается» вперед или назад. Их эксперименты с ботом поддержал эту теорию. Когда команда запрограммировала робота на то, чтобы он повернулся и «дернулся», без определенного направления – направо или налево, – движение бота оказалось очень похожим на движение реальных мух.

Этот размахивающий крыльями робот может также помочь изучить методы полета других насекомых и даже птиц – например, шустрых колибри. Также его можно использовать для поисково-спасательных работ или опыления растений в теплицах.

[Фото: Science]