Новости науки на портале «Научная Россия»

0 комментариев 641

Красноярские ученые: количество радиоактивных изотопов в биоте Енисея снижается

Ученые измерили содержание радионуклидов в обитателях Енисея. Данные мониторинга показали стремительное снижение количества техногенных радионуклидов в биоте после остановки ядерных реакторов Горно-химического комбината

Красноярские ученые измерили содержание радионуклидов в обитателях реки Енисей. Данные мониторинга показали стремительное снижение количества техногенных радионуклидов в биоте после остановки ядерных реакторов Горно-химического комбината. Короткоживущие изотопы с периодом полураспада менее десяти лет больше не регистрируются. В пробах фиксируются лишь небольшое содержание долгоживущего изотопа цезия-137, но его концентрация в рыбе значительно ниже государственного норматива. Результаты исследования опубликованы в журнале Journal of Environmental Radioactivity.

Определенные технологические процессы при производстве ядерной энергии приводят к попаданию в водоемы искусственных радиоактивных изотопов. Радионуклиды могут накапливаться в живых существах и представлять опасность для обитателей водоемов, а также переноситься через рыбу в организм человека. В Енисей радионуклиды попали из-за работы ядерных реакторов, расположенных возле г. Железногорска. Для их охлаждения из водоема подавалась вода, которая после сбрасывалась обратно в реку. В 2010 году был остановлен последний реактор и сбросы сократились. В связи с этим возник вопрос: произошло ли снижение количества радионуклидов в растениях и животных, обитающих в реке Енисей вблизи радиоактивных сбросов.

Ученые Института биофизики Красноярского научного центра СО РАН обнаружили, что вскоре после остановки последнего реактора радиоактивные изотопы c коротким периодом полураспада (натрия, скандия, хрома, марганца, кобальта, железа, цинка, рутения, церия, европия, нептуния) практически полностью исчезли из образцов биоты. Для изотопов кобальта-60, цинка-65 и европия-152 удалось оценить скорость снижения их содержания в биомассе живых существ Енисея.

До сих пор в организмах обитателей Енисея регистрируется долгоживущий изотоп цезия (цезий-137), но его содержание в мышцах промысловых рыб значительно ниже разрешенных нормативов. Основываясь на динамиках сбросов этого радиоактивного изотопа, исследователи отметили, что возможно через несколько лет содержания радиоцезия в биоте также снизится.

Оценивалась также возможность повышенного накопления радионуклидов в хищных рыбах из пищи. Ученые показали, что концентрация цезия в щуке в несколько раз больше, чем в рыбах, которыми она питается.

В своем исследовании ученые измеряли концентрации радионуклидов в разных видах живых организмов, населяющих Енисей вблизи места радиоактивных сбросов. Для анализов в течение нескольких лет до и после остановки реакторного производства на ГХК брали образцы массовых видов рыб (щуку, хариуса, ельца), животных, обитающих на дне реки (рачков-бокоплавов и личинок ручейников) и водного мха. Данные о ежегодных сбросах радионуклидов в экосистему реки были получены из общедоступных отчетов Росгидромета.

«Загрязнение Енисея техногенными радионуклидами - это реальность, которую мы не можем изменить, но у нас есть возможность исследовать это уникальное явление и получать новую информацию о поведении радионуклидов в крупной пресноводной проточной экосистеме, их взаимодействие с биотой. Изучая радиоактивное загрязнение Енисея, мы получили новые данные, которые интересны не только нам, но и международному научному сообществу», – рассказала соавтор статьи Татьяна Зотина, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник Института биофизики Красноярского научного центра СО РАН.

Исследование проводилось при поддержке Российского фонда фундаментальных исследований и Красноярского краевого фонда науки.

Иллюстрация: Енисей в районе Железногорска