Ученые из Китая и Германии, под руководством профессора Фэн Лю (Feng Liu) из Нанкинского института геологии и палеонтологии нашли зерна крахмала на оболочке мегаспор плаунов, росших 280 млн лет назад (в пермском периоде). Это самые древние достоверные следы крахмала. Статью по итогам исследования, опубликованную в журнале Geology, пересказывает сайт Science Daily.

Мегаспоры — клетки, из которых у плаунов (Lycopodióphyta) развивается заросток — женский гаметофит. Окаменелые древние мегаспоры, которые изучил китайско-германский научный коллектив, были найдены в отложениях угля в северном Китае.

У современных растений крахмал откладывается внутри семян и служит для питания зародыша. Однако у древних плаунов зерна крахмала прикреплялись снаружи к оболочке мегаспор. «Мы предполагаем, что они были призваны привлечь и поощрить животных, разносивших мегаспоры», — сказал профессор Лю.

Кто же это был? 280 млн лет «выбор» наземной фауны был небогат. По-видимому, мегаспоры плаунов в обмен на питание крахмалом разносили тогдашние наземные моллюски и членистоногие — предки современных насекомых и многоножек.

Это открытие позволяет лучше понять пищевые цепочки биосферы пермского периода и экологическую роль крахмала.

Заметим, что история крахмала также тесно связана и с древней историей человечества. Его следы, обнаруженные в образцах зубного камня жителей Балкан эпохи позднего мезолита (ок. 6600–5900 гг. до н.э.) показали, что уже тогда в этих местах появились зерновые культуры — одомашненные пшеница и ячмень.

[Иллюстрация: Liu et al. & Geology]