Бенджамин Питчер (Benjamin J. Pitcher) и его коллеги по Университету королевы Марии в Лондоне, Великобритания, исследовали способности коз отличать своих собратьев. Выяснилось, что они на это способны, хотя могут запоминать лишь наиболее близких друзей. Статью об этом ученые опубликовали в журнале Royal Society Open Science.

До 1960 годов считалось, что кросс-модальное различение — способность отличать «единоплеменников», запоминать, как они выглядят, пахнут и звучат — это сугубо человеческая привилегия. С тех пор наука выяснила, что это же могут и другие животные, например, лошади, вороны, собаки, львы и некоторые приматы.

На сей раз исследователи захотели выяснить, как на этот счет обстоят дела у коз, могут ли они узнавать друг друга. Сначала они записали голоса отдельных животных. Затем они устроили три загона по сторонам воображаемого треугольника, а между стойлами в основании был спрятан стерео динамик. Животное, выступавшее основным участником эксперимента, располагалось в загоне в вершине треугольника, а в двух других — одно животное из тех, с которым оно живет в одном стойле, и одно случайное животное из стада.

Затем включалась запись голоса одного из двух последних, а ученые фиксировали, сколько времени потребуется «основному», чтобы определить, кому принадлежит голос, который оно слышит. В следующей серии в основании треугольника располагались уже только два случайных животных. Оказалось, что животные переводят взгляд на «правильную» козу быстрее и смотрят дольше — но только если это товарищ по стойлу.

Результаты показывают, что козы не только способны к кросс-модальному различению, но и используют логические умозаключения — иными словами, процесс исключения. Представьте — возможно, что когда в ходе эксперимента коза слышала голос «незнакомой» козы, она заключала, что подруга должна быть в другом загоне.

[Фотография: Ben Pitcher]