Группа астрономов, возглавляемая Джоном Балли (John Bally) из Университета Колорадо, США, использовала Большой миллиметровый / субмиллиметровый массив Atacama (ALMA), чтобы заглянуть в сердцевину Облака Ориона. Там они нашли обломки от взрывного рождения этого скопления массивных звезд, похожие на космическую версию фейерверков с гигантскими струями газа и пыли, разлетающимися во все стороны. Об этом рассказывает сообщение на сайте Европейской южной обсерватории (ESO).

В созвездии Ориона (Охотник) в 1350 световых годах от нас находится плотная и активная фабрика по созданию звезд, называемая Облаком Ориона 1 (конкретнее Orion Molecular Cloud 1, OMC-1) — это часть комплекса, куда входит, помимо прочего, знаменитая Туманность Ориона. Звезды рождаются, когда облако газа, в сотни раз более массивное, чем наше Солнце, начинает разрушаться под действием собственной гравитации. В самых плотных областях протозвезды зажигаются и начинают дрейфовать более-менее беспорядочно. Со временем некоторые звезды начинают двигаться к общему центру тяжести, в котором обычно доминирует особенно большая протозвезда. И если звезды сталкиваются прежде, чем они смогут покинуть свой звездный питомник, результат может быть сильным зрелищем.

Около 100 000 лет назад несколько протозвезд начали формироваться глубоко внутри OMC-1. Гравитация начала тянуть их вместе с все возрастающей скоростью, пока 500 лет назад два из них, наконец, не столкнулись. Астрономы не уверены, они просто задели друг друга или это было лобовое столкновение, в любом случае это вызвало мощное извержение, которое запустило в межзвездное пространство соседние протозвезды и сотни колоссальных стримеров газа и пыли, со скоростью более 150 километров в секунду. Это взаимодействие высвобождило столько энергии, сколько наше Солнце испускает за 10 миллионов лет.

Предположительно, такие взрывы будут относительно недолговечными — всего столетия. Но хотя они мимолетны, такие протозвездные взрывы могут быть относительно обычным явлением. Уничтожая родительское облако, они могут участвовать в регуляции темпов звездообразования в таких гигантских молекулярных облаках.

Новые изображения, полученные ALMA, показывают взрывы в высоком разрешении, раскрывая важные детали о распределении и высокоскоростном движении газа моноксида углерода (CO) внутри струй. Это поможет астрономам определить силу взрыва и какое влияние такие события могут оказывать на формирование звезд в галактике.

[Фотография: ALMA (ESO/NAOJ/NRAO), J. Bally/H. Drass et al.]