Джеффри Гордон (Jeffrey Gordon), директор Центра геномных исследований и системной биологии университета Вашингтона в Сент-Луисе (США), и его коллеги установили, что причиной неэффективности диеты может быть состав кишечной микрофлоры. Исследование на мышах показало, почему сбалансированная растительная диета иногда не дает желаемых результатов. Результаты исследования опубликованы в журнале Cell Host & Microbe, а их популярное изложение представляет портал MedicalXpress.

Чтобы лучше понять, как рацион человека влияет на его кишечный микробиом и как тот реагирует на новую диету, Гордон и его коллеги взяли образцы фекалий у людей, которые придерживались низкокалорийной растительной диеты и тех, кто ест самую обычную неограниченную в энергетической ценности еду.

Исследователи обнаружили, что люди, которые следуют первой диете, имеют более разнообразный состав микрофлоры.

Затем ученые заселили флорой людей пищеварительную систему лабораторных мышей и кормили одну группу грызунов согласно привычной диете донора, а другую — новым рационом. Хотя организмы мышей в обеих группах ответили на новые диеты, мыши с обычным рационом питания дали более слабую реакцию на диету, богатую растительной пищей.

Чтобы установить состав микробов, которые могли бы повысить эффективность новой диеты у мышей, получавших обычную еду, исследователи создали серию постановочных столкновений между мышами. Когда микробы от мышей на растительной диете перешли к мышам, питавшимся «обычной едой», реакция на новую диету значительно усилилась.

«Мы следует представлять себе сообщества микробов в кишечнике не как набор изолированных островов, но как архипелаг, в котором бактерии могут перемещаться от острова к острову. Мы называем это архипелаг метасообществом (metacommunity). Многие из этих бактерий, которые оказались частью микробиоты, прошедшей диету, изначально отсутствовали во многих людях, следующих неограниченному режиму питания», — сказал первый автор Николас Гриффин, один из авторов работы.

Ученые надеются, что их работа поможет разработке новых стратегий для повышения эффективности здорового рациона питания, они подчеркивают, что необходимы дополнительные исследования, чтобы определить факторы, которые влияют на обмен микробами между людьми.

Ранее портал Научная Россия писал о том, что время приема пищи не мене важно, чем сама еда.